ВЫПУСК № 37 "Схема дневника педагогической практики"
Сегодня в нашей рассылке:
1. Новые статьи:
Схема дневника педагогической практики
Такая странная судьба диплома... - про авторские права на дипломную работу
Уборка: от заката до рассвета или...
2. Полезные ссылки
3. Вопросы и ответы
Здравствуйте, дорогие подписчики!
Мы продолжаем собирать заявки на подборки ссылок по конкретным предметам.
Также мы продолжаем отвечать на ваши вопросы, относящиеся к работе в текстовом редакторе MS Word. Предлагаем высказаться вам по этому поводу и рассказать, с какими проблемами
столкнулись вы, редактируя тексты в MS Word.
Не забывайте о том, что именно ваши предложения определяют содержание каждого выпуска нашей рассылки.
Д Н Е В Н И К
педагогической практики студента (ки) ____________________курса, факультета____________________________________ (название ВУЗа)
в ______ классе, школы _____с__________200__по______200__г.
Дневник состоит из следующих разделов:
I. Общие сведения о школе
Ф.И.О. администрации, классного руководителя, учителей по специальности, тип, профиль школы, особенности контингента учащихся и организации учебно-воспитательного процесса
и т.д. (см.: приложение).
II. Информация о классе
Список учащихся, актив класса, расписания звонков, первые впечатления о классе: активность, сплоченность, атмосфера, уровень воспитанности и организованности, отношение к
учебе, взаимовыручка и др.
III. Результаты посещения уроков в течение 3-х дней
Наблюдения на уроках имеют две цели: сбор материала для психолого-педагогического (общего и аспектного) анализа урока и написания психолого-педагогического портрета
ученика.
IV. Результаты посещения 5 уроков по специальности
Анализ уроков содержит выводы, отражающие специфику учебного предмета (соответствие целей и содержания урока требованиям и положениям Госстандарта среднего образования;
использование учителем возможностей содержания учебного материала и методов обучения в реализации основных функций педагогического процесса - информатизации, социализации,
развития; использование возможностей учебного предмета в применении новых информационных и педагогических технологий; достижение учителем определенного уровня (какого?)
целостности педагогического процесса - насколько удалось учителю сочетать реализацию основных функций процесса).
V. Психолого-педагогический портрет индивидуальности и личности школьника.
До написания портрета школьника отразить в дневнике методы научно-педагогического исследования, используемые для составления этого портрета.
VI. Анализ организации запланированного внеклассного мероприятия (выход в цирк, в театр, посещение библиотеки, уборка территории и т.д.), предусматривающий ответы на
следующие вопросы:
- Что получилось и почему?
- Что не получилось? Почему?
- Какие трудности возникали при организации мероприятия?
- Как Вы преодолевали эти трудности?
VII. Описание организации одной из форм групповой деятельности:
а) работа по организации групповой деятельности (дни, что сделано, свои впечатления);
б) характеристика взаимоотношений в группе (кто входит, активные, пассивные, лидеры, их роль, отношения между детьми), возникающие трудности в работе с группой, итоги
работы.
Ранее и сейчас имеются многочисленные случаи, когда работы студентов, которые часто отличаются оригинальностью и новизной в своей области, используются без его ведома.
Когда удивленный или возмущенный этим фактом студент поднимает вопрос о правомерности использования учебным заведением или каким-либо отдельным преподавателем его работы в
своих целях, ему зачастую отвечают, что на его дипломную работу авторское право не распространяется. А посему студент не обладает правомочиями автора. Но так ли это?
С таким вопросом особенно часто обращаются студенты художественных учебных заведений, чьи картины используются в различных выставках без их ведома. Подробный перечень
объектов авторского права указан в ст. 7 Закона РФ от 9 июля 1993 г. No. 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 16 июня 1995 г.). Познакомившись с ним, каждый
студент теперь будет знать, подпадает ли его, например, дипломная работа как результат интеллектуальной деятельности под объект авторского права. Поэтому в качестве
иллюстрации будем использовать именно эту конкретную ситуацию.
Итак, для получения ответа на поставленный вопрос необходимо исходить из следующих основных концептуальных положений авторского права Российской Федерации:
- обладателем авторского права может быть только физическое лицо;
- авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания, в связи с чем не требуется регистрации произведения, иного специального
оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей;
- авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору
служебного произведения (ст. 14 Закона "Об авторском праве..."), в том числе и право на обнародование; данное положение применимо к студентам учебных заведений в силу ст. 6 ГК
РФ (ч. 1) ("Применение гражданского законодательства по аналогии");
- лица, чей творческий труд нашел непосредственное отражение в конкретном произведении науки, литературы и искусства, являются соавторами, и право на использование данного
произведения принадлежит им в равных частях совместно по закону, если иное не предусмотрено частной волей сторон (оформленной в договоре);
- имущественные авторские права (права на использование) служебного произведения принадлежат работодателю, если иное не оговорено в специальном договоре (презумпция
работодателя); личные неимущественные права автора, в том числе право на обнародование, принадлежат автору и являются неотчуждаемыми (ст. 15 Закона "Об авторском
праве...").
Учитывая вышесказанное, можно сделать некоторые выводы.
Исходя из того, что студент художественного заведения, выполняя дипломную работу под руководством научного руководителя (преподавателя), объективно создает произведение
искусства, которое является объектом авторского права, то в силу ст. 9 Закона "Об авторском праве..." он автоматически приобретает личные неимущественные права автора: "права
авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора и право на отзыв". Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его
имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Учитывая, что дипломная работа - произведение искусства создается в силу сложения творческого труда студента и его научного руководителя (преподавателя), личные
неимущественные авторские права принадлежат также научному руководителю (преподавателю).
В связи с тем, что дипломная работа - произведение искусства создается в порядке служебных обязанностей (учебного плана, обязательного для исполнения студентом),
имущественные авторские права принадлежат учебному заведению. Здесь необходимо отметить, что в силу норм трудового законодательства спорен вопрос о том, что отношения между
студентом и учебным учреждением подпадают под действие КЗоТ РФ, а следовательно, является ли тогда дипломная работа служебным произведением? Но будем исходить из презумпции,
что является.
Однако необходимо иметь в виду, что право на обнародование произведения (осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для
всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом) принадлежит исключительно автору (пп. 3 п. 1 ст. 15
Закона "Об авторском праве..."). Таким образом, без ведома студента какое-либо использование его дипломной работы - произведения искусства, где он выступает соавтором,
является юридически невозможным.
Такой вывод может быть оспорен положениями п. п. 1 и 2 ст. 14 Закона "Об авторском праве...", устанавливающих "презумпцию работодателя": "Исключительные права на
использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено
иное". Но в то же время правомерным будет утверждение, что использование служебного произведения без права его обнародования, которое относится к личным неимущественным
авторским правам (ст. 15 Закона "Об авторском праве..."), юридически и практически невозможно. Иными словами, в данном Законе налицо конкуренция норм. Но исходя из положений
п. 3 ст. 15 Закона "Об авторском праве...", что "личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки
исключительных прав на использование произведения", утверждение о невозможности как-либо использовать служебное произведение без согласия студента является достаточно
правомерным и обоснованным.
Обсуждая проблему использования служебных произведений, исполненных студентами в соответствии с учебным планом, необходимо учитывать сложившуюся практику. В настоящее время
она полностью на стороне учебных заведений. Но нельзя исключать, что данная практика может быть оспорена в суде и изменена в пользу законом установленных норм.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
Чтобы в доме был порядок надо или не мусорить, или убираться. Мне оказалось легче научиться убираться так, чтобы не сильно уставать от этого, чем приучить домашних к тому,
что все вещи должны лежать по своим местам. Однако, если у меня получается экономить время и силы, то приходится жертвовать некоторую сумму на бытовую химию и прочие удобства.
Поэтому мой способ ведения хозяйства приходится признавать затратным.
За домашние дела я принимаюсь три раза в сутки — в 7-8 утра, в 4-5 дня, в 8-9 вечера.
Раннее утро. Дочка с папой еще спят.
Иду на кухню. Первым делом насыпаю кошке корм, чтобы не мявкала, наливаю воды. Доливаю кувшинчик с кипяченой водой из чайника (для дочки, чтобы впопыхах не студить воду,
кода ребенок попросит пить).
Если плита была испачкана ужином и перед сном обрызгана Мистером Мускулом, то сначала протираю ее губкой, потом ставлю кипятиться чайник.
Пока чайник закипает, мою посуду, которая осталась после ужина — вечером я обычно слишком устаю для этого. С вечера все кастрюли залиты водой, все пригоревшие места опять
же обрызганы мистером Мускулом. Впрочем, посуда Демидовская с антипригарным покрытием, поэтому пригорает редко, мыть несложно. Фэйри + губка и, пока закипает чайник, я обычно
управляюсь.
Мою кошкины блюдца, насыпаю новую порцию еды.
Наливаю в раковину Доместос, растираю легонько губкой для посуды (заодно и губка отмывается начисто), споласкиваю.
Мусорное ведро выставляю с кухни в коридор — муж вынесет перед работой. Потом надо сполоснуть ведро, капнуть Доместоса на дно, расправить новый мусорный мешок — за счет
мусорных мешков нет ни вони, ни необходимости усердно отчищать грязь со стенок ведра.
8 часов утра. Домашние встали.
Собираю постели, несвежее постельное белье (у дочки двухлетней бывают проколы ночью) складываю в машинку, туда же скатерть с обеденного стола и все, что накопилось с
последней стирки. Стираю Ариэлем — порошок или гель; раз-два в месяц появляется необходимость отбелить отдельные вещички — после стирки в отдельном тазике с Асе, потом полощет
и отжимает машинка (машинка хлорсодержащие отбеливатели не признает, а Ваниш не отбеливает так, как мне хочется, поэтому приходится доставать тазик). Через полтора часа
достану и развешу сушиться.
На все — мытье посуды и кошкиных мисок, мытье ведра и заправку машинки в сумме выходит не больше 15-20 минут.
4-5 часов дня. Ставлю готовиться ужин. В перерывах между операциями мою накопившуюся с утра посуду, разбираю по местам кухонную утварь, собираю высохшее белье. Белье сразу
сортирую — папино-мамино-дочкино, раскладываю по шкафчикам, заодно поправляю стопки белья, если в шкафчиках бардак. То, что требует глажки (рубашки мужу, одежда для прогулки
дочке) сразу глажу и развешиваю по вешалкам, чтобы не мялось. Глажу и стелю выстиранную скатерть на обеденный стол.
Вместе с готовкой на все уходит максимум час времени, потом еще на пару минут надо заглянуть на кухню, бросить последнюю щепотку специй и выключить газ — ужин настаивается
под крышкой самостоятельно.
8-9 часов вечера. Перед укладыванием дочки на ночь.
Проходим вместе с ребенком по всей квартире и собираем разбежавшиеся игрушки, относим в детскую. В детской продуманы емкости для хранения игрушек:
- мягкие игрушки живут на втором ярусе двухъярусной кровати, в большом берестяном коробе, и дополнительно к уху каждой игрушки пришита петелька, чтобы развесить на
гвоздики, вбитые в стену.
- куклы ложатся спать в две кукольные коляски и кукольную колыбель.
- для кубиков, конструктора-лего, деревянных дощечек для счета, деревянных елочек, трафаретов для рисования, паззлов, формочек и лопаток для песочницы, карандашей, детской
посудки — стоят несколько небольших разноцветных ведерок и жестяных коробок. Все мелочевку мы не сваливаем кучей, а сразу сортируем по емкостям — так получается в результате
больше порядка, игрушки больше бросаются в глаза ребенку и очень удобно отдельные ведерки носить в зал, где ребенок обычно играет.
- все остальные игрушки — машинки, мячики, старые погремушки, юла, логический куб, резиновые игрушки и прочее живут в большом ящике на колесиках (75*80*35 см), который
спрятан под детской кроватью.
Вытираю пыль — со стекол и зеркал с помощью салфетки и жидкости для мытья стекол, с компьютерного стола и деревянных деталей мягкой мебели — салфеткой и полиролем.
После укладывания ребенка спать мою везде полы с каким-нибудь мыльным средством. Обычно через день-два.
На все от сбора игрушек, до мытья полов уходит 30-40 минут.
Перед сном вытряхиваю из кошачьего лотка лишнее (сам наполнитель меняем раз в две недели) мою с Доместосом ванную (раз в 3-4 дня), заливаю Доместосом унитаз (ежедневно, но
мыть не надо — само за ночь отчищается). На кухне сгружаю грязную посуду в раковину, что надо заливаю водой, что пригорело, брызгаю Мистером Мускулом — завтра в семь утра
домашняя круговерть начнется снова.
Когда сканируешь текст из книги, то вместо переносов в распознанном тексте встречаются непечатные символы. Они в распечатке не видны, но в файле сразу выдают, что текст
вышел из-под сканера. Можно ли их убрать не вручную? Пробовал "автозаменой", но напечатать этот символ в поле "заменить" не получается.
Приходится ручками по всему тексту удалять.
Ответ:
В меню "Заменить" есть кнопка "Больше". Жмете, меню разворачивается. Появляется внизу кнопка "Специальный". Ставите курсор в поле "Найти", жмете "Специальный" и выбираете
из списка "Мягкий перенос" (это и есть тот непечатный символ о котором идет речь).
В поле замены не должно быть ничего.
Жмете "Заменить всё".
Так же можно поступить с концами абзаца, разрывами раздела, колонки, строки, страницы. Все они прекрасным образом выбираются по этой же кнопке и заменяются по всему тексту
тем чем необходимо. Например, замена двух подряд "Концов абзаца" на один "Конец абзаца": так удаляются пустые абзацы по всему (или по выделенному) тексту.
Заменяя "Разрыв раздела" на пусто или на "Конец абзаца", можно убрать разрывы разделов после каждой страницы, которые вставляются при сканировании.
Чтобы избавиться от "Разрывов строки" заменяем их на пробел.
И т.д. и т.п.
Например, по тексту в начале абзацев оказались пробелы - заменяем "Конец абзаца", "Пробел" на "Конец абзаца".
Или вот проценты (единицы измерения) после цифр удирают на другую строку. Заменить все "Пробел %" на "Неразрывный пробел" (из кнопки "Специальный)%".
Лилия Молокоедова
Вопрос:
Как называется такой знак, который стоит в конце строки (непечатный символ), который не "палочкой" отображается, а "углом со стрелочкой"?
Ответ:
"Разрыв строки": Shift + Enter
Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.