- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Аширов Д Организационное поведение: Учебник Издательство: "ТК Велби", 2006
- Базаров Т Управление персоналом. Учебник для вузов,- Юнити 2006
- Баринов В.А.Организационное проектирование: Учебник Издательство: "Инфра-М", 2005
- Беляцкий Н.П.Управление персоналом: Учебное пособие,- Книжный дом", 2005
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989
- Бушмарин И. Формирование трудовых ресурсов: опыт запада и Россия.- Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 2, с. 48-52
- Васильев Г.А., Деева Е.М.Организационное поведение: учеб. пос Издательство: "Юнити", 2005
- Голви У. Тимоти Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте Издательство: "Альпина Бизнес Букс", 2005
- Дж., Дэвис К, Организационное поведение / Пер. с англ. - СПб.: "Питер", 2000
- Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации /Пер. с англ. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1993.
- Зайцев Л. Организационное поведение. Учебник Издательство: "Экономистъ", 2005
- Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Управление неформальными группами- М.: Центр, 1998.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта: МПСИ, 2000.
- Зигерд В., Лонг Л. Руководить без конфликтов /Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990.
- Иванцевич Д.Ж., Лобанов А.М. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 2003.
- Карташова Л.В.Организационное поведение: Учеб. пособие для программы MBA Издательство: "Инфра-М, 2005
- Кибанов А Управление персоналом организации: Учебник.- 3-е изд., доп. и перераб,- Инфра-М, 2006
- Корниенко В. И. Команда: формирование, управление, эффективность: учеб. пособие. - Пермь: Зап.-Урал. ин.-т экономики и права, 1999. с.112
- Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. 3-е изд Издательство: "Дело", 2007
- Красовский Ю Архитектоника организационного поведения. ., "ЮНИТИ" - 2003, 334 стр.
- Красовский. Ю.Д. Организационное. поведение,. учебное пособие для вузов. 2-е изд. Мл ЮНТИ-ДАНА,. 2003. 511 с.
- Литвак М.Е. Командовать или подчиняться Ростов на Дону, 2005
- Майданчик Б.И., Карпунин М.Б., Любенецкий Л.Г. и др. Анализ и обоснование управленческих решений. - М.: Финансы и статистика, 1991.
- МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ., М.: Дело, 1994.
- Мотивация персонала: от теории к практике. Т. Бобрикова, "Кадровое дело", № 7, июль 2003 г.
- Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000, с.45
- Одегов Ю Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов,-Экзамен2004
- Окунь Мария, Денисова Дарья Менеджер, ты меня уважаешь? "Эксперт" №7(548) / 19 февраля 2007
- Померанцева Е.П.Модели управления персоналом: исследование, разработка, внедрение,- Вершина 2006
- Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000
- Практикум по психологии профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова. СПб. 2000
- Резник С.Д Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пос Издательство: "Инфра-М", 2006
- Сергеев А.М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера Издательство: "Академия", 2005
- Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2000.
- Социальный конфликт: современные исследования. - М.: ИНИОН. 1991. с.76
- Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000
- Справочник по управлению персоналом 2006/06,- Журнал Российской HR-практики МЦФЭР, 2006
- Таранов П.С. Приёмы влияния на людей. - М.: ФАИР, Информпресс +, 1999
- Травин В Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие ,-Дело 2003
- Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: 2000.- 272с.
- Утюжанин А. П. Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты, управления коллективом. М, 1993.
- Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2т. Т2; Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.
Похожие книги - А.М. Фролов. Формирование и развитие управленческих команд в коммерческих организациях. – М.: Анкил, 2010. – 148 с.
- Окунев Денис Викторович. Мотивационная Программа В Системе Формирования Устойчивых Социально-Трудовых Отношений В Организации. – М.: , 2012. – 9 с.
- С.А. Шапиро. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2012. – 352 с.
- А.Р. Алавердов. Менеджмент персонала в коммерческом банке. – М.:
, 2010. – 360 с.
- С.Д. Резник. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2011. – 464 с.
- А.П. Панфилова. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
- А.Г. Фаррахов. Теория менеджмента. История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.
- Н.Л. Захаров. Организационное поведение государственных служащих. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 238 с.
- А.И. Казанник. Научная организация управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2015. – 526 с.
- Вера Раковская. Система социально-трудовых отношений. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 204 с.
- Вадим Козлов, Наталья Бугуева und Екатерина Жирнова. Здоровый образ жизни в вузах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 128 с.
- Альберт Тажиев. Морально-психологическая подготовка в Русской армии (1801-1853 гг.). – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 184 с.
- Александр Неретин. Социально-психологическая компетентность тренера спортивной команды. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 152 с.
- С.А. Шапиро. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 342 с.
- А.И. Казанник. Научная организация управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. – М.: Проспект, 2016. – 522 с.
- О.К. Минева, С.А. Арутюнян, Е.А. Белик, Е.В. Крюкова. Организационное поведение. Учебник. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 256 с.
- Т.П. Хохлова. Организационное поведение. Учебное пособие. – М.: Магистр, 2015. – 512 с.
Описание предмета: «Менеджмент персонала»Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов и методов выступает предметом науки «
Менеджмент персонала».
Менеджмент персонала - сравнительно молодая наука. Хотя многие ее идеи и теории возникли в начале XX в. и даже
раньше, долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с производством и деятельностью главным
образом коммерческих, а также некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того,
в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки
использовались соответствующие термины. Так, в США менеджмент персонала развивался в основном в русле
бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там, несмотря на то что
процесс выделения менеджмента персонала в самостоятельную науку в основном завершился в 60-70-х годах XX в., он
и сегодня называется по-разному: «организационное поведение» или «управление человеческими ресурсами» (иногда
эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем «организационное поведение» трактуется как
ядро, важнейшая составная часть «управления человеческими ресурсами»).
«Организационное поведение, — пишут американские авторы Г. Штраусс, Р. Милль и др., — представляет собой
комбинацию по крайней мере двух старых наук в школах бизнеса: «человеческие отношения» и «управление», но эти
науки также включили в себя элементы других дисциплин, в основном психологии и социологии. Политическая наука,
экономика (по крайней мере те элементы, которые относятся к принятию решений и информационной экономике),
антропология и психиатрия также повлияли на развитие науки об организационном поведении».
В Германии и некоторых других странах континентальной Европы наука управления персоналом была традиционно
связана в первую очередь с экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины — «экономика
персонала» или «менеджмент персонала». И сегодня в ФРГ довольно часто данные термины употребляются как синонимы
науки управления персоналом.
В СССР специальной науки «Менеджмент персонала» не существовало и отсутствовала важнейшая база ее предмета —
рыночная среда, тем не менее управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и
психологических наук.
Человек, будучи единым, участвует в производственной деятельности как ее многогранный субъект: и экономический
— производитель и потребитель благ; и биологический— носитель определенной телесной конструкции и физического
здоровья; и социальный — член определенной группы: семейно-родственной (член многодетной или бездетной семьи,
обладатель определенного круга родственников и т.п.), демографической (мужчина или женщина, молодой или пожилой
работник и т.п.), стратификационной (носитель определенного социального, в том числе профессионального, статуса
и ранга), классовой (работник по найму или собственник), этнической (представитель определенной нации или
этноса) и др.; и политический — гражданин государства, избиратель, член политической партии, профсоюза, других
групп интересов; и правовой — обладатель определенных прав и обязанностей; и культурный— носитель определенного
менталитета, системы ценностей, социальных норм и традиций; и нравственный — разделяющий те или иные
нравственные нормы и ценностные ориентации; и конфессиональный — исповедующий религию или атеист; и
эмоционально-волевой — обладающий определенным характером и психологическим складом в целом; и разумный —
имеющий интеллект и определенную систему знаний.
Все эти и некоторые другие аспекты (роли) личности при определенных условиях в большей или меньшей степени
воздействуют на поведение работника в сфере труда. Менеджмент персонала изучает и учитывает влияние всех
аспектов человека на организационное поведение. В этом состоит главная специфика данной науки, определяющая ее
подход к исследованию своего предмета, а также ее структуру и содержание.
Менеджмент персонала как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Цель теории менеджмента
персонала - получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установления причинно-следственных,
функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типичных организационных
ситуаций. Менеджмент персонала на прикладном уровне занимается вопросами изменения и преобразования реальных
производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности
использования сотрудников. Между двумя уровнями управления персоналом существует тесная взаимосвязь: теория
выступает методологией конкретного анализа и проектирования, данные же прикладных исследований составляют базу
для построения гипотез и развития теории.
Комплексный, интегративный характер менеджмента персонала проявляется в структуре знаний управления персоналом
как науки. Ее стержень, ядро составляют собственные, специфические знания, отражающие, во-первых, влияние
различных характеристик работников на их рекрутирование (привлечение на предприятие), отбор и организационное
поведение и, во-вторых, способы и приемы практического использования установленных взаимосвязей в целях
обеспечения экономической и социальной эффективности организации. Кроме того, менеджмент персонала опирается и
отчасти включает теории, касающиеся отмеченных выше аспектов человека. К ним относятся прежде всего следующие
концепции.
1. Экономические теории, охватывающие разные направления экономической науки. Это прежде всего теории рынка
труда. Выводы теорий рынка труда важны для выработки стратегии и принятия оперативно-тактических решений в
плане привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на предприятии, стимулирования работников,
снижения текучести кадров, стабилизации коллектива, формирования у персонала чувства преданности предприятию,
укрепления корпоративной культуры и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом имеют и другие
направления экономической науки, в частности: теории планирования, лежащие в основе планирования персонала;
экономическая информатика, дающая ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации, а также
экономические теории и методы, позволяющие определять затраты на персонал, принимать рациональные решения в
области его комплектации.
2. Психологические теории. В менеджменте персонала используется целый ряд психологических наук и методов.
Выводы общей психологии важны для понимания природы личности, учета специфики характера, менталитета,
ценностных ориентаций работников, восприятия ими стимулов и т.д. Психологические теории поведения, прежде всего
бихевиористские концепции, составляют методологическую основу теорий мотивации. Психоанализ используется для
оценки кадров в процессе тестирования. Социальная психология объясняет многие аспекты группового поведения:
лидерства, сплоченности, конформизма, формальных и неформальных коммуникаций и др. Психология общения
используется для налаживания оптимальных с точки зрения организационных целей межличностных коммуникаций.
Психология труда дает сведения о психической составляющей трудовой деятельности. Выводы различных отраслей
психологического знания учитываются в процессе образовательной и воспитательной работы.
3. Социологические концепции. Их влияние на управление персоналом разнообразно. Оно проявляется прежде всего в
теориях групп и организаций. Хотя эти теории выходят за рамки социологии, однако социология групп и организаций
(организационная социология) прямо связана с управлением персоналом. Она раскрывает многие закономерности
групповой деятельности, в частности обосновывает оптимальные варианты координации действий персонала в условиях
непрерывно меняющейся внешней для организации среды. Организационная социология исследует влияние формальных
аспектов организации (институциональной структуры, норм, каналов коммуникаций и т.п.) на поведение человека, в
том числе на управление им. Широкое применение в менеджменте персонала находят методы эмпирической социологии:
наблюдения, опросы, интервью, социометрический метод и т.д.
4. Трудовое и социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется в рамках закона, и
прежде всего трудового и социального права, которые регулируют организацию труда и сам трудовой процесс, всю
совокупность отношений работника с работодателем, непосредственным представителем которого выступает
администрация. Трудовое право и вырабатываемые на его основе уставы предприятий и тарифные соглашения
определяют права и обязанности всех участников процесса управления персоналом: администрации, линейных
руководителей и кадровых служб, трудового коллектива и его органов, профсоюзов и некоторых других действующих
на предприятии объединений, а также отдельных работников. Социальное право определяет деятельность
руководителей и служб персонала в области социального обеспечения работников, их социальных прав.
Перечень используемых менеджментом персонала наук и теорий можно было бы продолжить, включив в него и некоторые
политологические теории, анализирующие проблемы власти и управления на первичных уровнях социальной
организации, к которым принадлежит и такая организация, как предприятие.
Предмет менеджмента персонала в значительной мере совпадает с предметом конфликтологии, точнее ее разделов,
относящихся к конфликтам в организации. Управление персоналом изучает роль конфликта между личностью и
организацией, между сотрудниками, в том числе руководителями, между различными подразделениями организаций. При
этом одни авторы считают, что конфликт, протекающий в определенных рамках, даже желателен, другие же полагают,
что идеальная организация должна стремиться к гармонии.
С управлением персоналом во многом пересекаются науки о труде: эргономика, физиология труда, психология труда,
социология труда, технология труда, педагогика труда, медицина труда, антропометрия (наука, разрабатывающая
способы измерения возможностей человеческого тела и организма в целом) и др.
Столь сложное междисциплинарное содержание менеджмента персонала объясняется богатством сторон, аспектов
человека, влияющих на его поведение в организации (на предприятии). Комплексность, синкретичность управления
персоналом никак не отрицает специфичности и самостоятельного, конечно, в определенных пределах, характера этой
науки. Все данные других наук переосмысливаются и развиваются в ней под углом зрения обеспечения организации
оптимальным количеством и качеством работников и их использования в целях деловой и социальной эффективности.
Как и во многих других общественных науках, выводы и рекомендации менеджмента персонала имеют вероятностный
характер и соотносимы с определенными типами рабочих ситуаций и конкретными условиями деятельности организаций.
Общая формула управления персоналом означает, что характеризующая успех этого рода деятельности деловая и
социальная эффективность находится в функциональной зависимости от выбранного варианта управленческих действий
и ситуации, в которой находится предприятие.
Наука «Менеджмент персонала» выполняет по отношению к практике кадрового управления следующие функции:
во-первых, идеальное конструирование этой практики, разработка теории, стратегии, техники, способов и средств
управления персоналом; во-вторых, рационализация, глубокое критическое осмысление практического управления
людьми и его ориентации на требования экономической (деловой) и социальной эффективности; в-третьих,
преобразование, побуждение руководителей к изменению моделей, техники, стиля, способов и средств руководства
сотрудниками на основе альтернатив, предлагаемых наукой.
Как отмечают уже упоминавшиеся американские авторы Г. Штраус, Р. Миллс и др., для практиков-менеджеров
управление персоналом (организационное поведение — ОП) может предложить три вида услуг:
1) на основе исследуемых в рамках науки управления персоналом связей между разными организационными явлениями
можно разработать и протестировать различные теории или модели в области управления персоналом.
Протестированные теории, в свою очередь, могут помочь практику понять последствия его поступков, объясняя ему:
«Если Вы сделаете X, то скорее всего получите Y»;
2) систематически изучая поступки (как в реальных, так и в лабораторных, условных организациях), наука
управления персоналом может предложить практику более широкое разнообразие возможных вариантов поведения, чем
он мог использовать раньше. Объединенный с хорошей теорией, расширенный репертуар управленческого поведения
увеличивает количество альтернатив для действий;
3) с помощью увеличения количества возможных альтернатив поведения, важнейшие последствия которых можно научно
предвидеть, исследования в рамках науки управления персоналом помогают менеджеру-практику проследить эволюцию
своих будущих поступков и их возможные последствия. Это повышает вероятность нахождения оптимального варианта
поведения «.
Отражением возрастания значимости функций управления персоналом для эффективности организационной деятельности
является бурный рост соответствующей науки в странах Запада в последние десятилетия. Наука и учебная дисциплина
« Менеджмент персонала « постепенно находит свое признание и в России. В СССР управление персоналом не
выделялось в отдельную науку и специально не преподавалось. Однако ряд разделов этой науки разрабатывался в
рамках экономических дисциплин, прежде всего экономики и организации производства, а также педагогики,
социологии и психологии. Исследованиями производственных коллективов, трудовых отношений, условий эффективности
руководства и других проблем, относящихся к управлению персоналом, занимался у нас целый ряд
научно-исследовательских институтов и других учреждений. По ряду направлений, например в области коллективных
форм организации труда, социального планирования и др., были получены достаточно интересные результаты. Правда,
политизация производства, решение важнейших кадровых вопросов партийными комитетами, командно-административная
организация управления персоналом в целом, идеологическое и иное давление на ученых и ряд других факторов
ограничивают применимость прежних научных разработок в наши дни.
Несмотря на значительные особенности современной России: острейший экономический кризис, широкая криминализация
экономики и общества, специфическая производственная культура и т.п. — менеджмент персонала сравнительно быстро
получает в нашей стране признание и распространение. Как свидетельствует мировой опыт и современные российские
реалии, развитие менеджмента персонала как науки и его признание в качестве необходимого компонента высшего и
специального управленческого образования способны оказать значительное позитивное влияние на деятельность
предприятий рыночного сектора, государственных служб и общественных организаций, а также содействовать
гуманизации труда, превращению его в важнейшую сферу самореализации и развития личности.
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |