- Антонов В.В. - Основы этики ислама. СПб., 1993.
- Антонов В.В. (ред.) - Духовные беседы. М., 1991.
- Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе М. 1985
- В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовные учения Руми, М., 1995;
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. - М., 1998. - 429 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. - 314 с.
- Древние цивилизации / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. - М., 1989. -
- Ибн-Арабшах. Факиха аль-хуляфа (Приятный плод для халифов). Рукопись. Ленинградское отделение ИВ АН СССР. Ед. хр. 651.
- Ибрагим Т.К., Философские концепции суфизма (обзор), в кн.: Классический ислам: традиционные науки и философия, М., 1988;
- Игнатенко А. А. Деятельный человек versus божественное всемогущество Этическая мысль. Научно публицистические чтения 1991 год. М. 1992.
- Ислам как он есть. Хаммудах Абдалати. Азербайджанская Государственная Книжная Палата. Баку-1999.
- Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. - М.: Мысль, 1994.
- Культура, человек и картина мира / Отв. Ред. А.И.Арнольдов, В.А.Кругликов. - М., 1987.
- Л.И.Климович. Книга о Коране М. 1986
- Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. Мухаммад Али аль-Хашими. Российский фонд Ибрагим Бин Аб-дуль Азиз Аль Ибрагим, Москва - 2000.
- Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. - М.: Саттва, 1993.
- Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М.: ИНСАН, РМФК, 1992.
- Немировская Л. З. Культурология. История и теория культуры. М. -1992.
- Новая философская энциклопедия М.: Мысль, 2000 г.
- Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. - М., 1997. - 495 с.
- Попов Б.Н. "Этика. Курс лекций" М. 2000
- Религии древнего Востока / Отв. ред. Г.М.Бонгард-Левин, А.Н.Мещеряков. - М., 1995. - 342 с.
- Смирнов А.В., Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби), М., 1993;
- Степанянц М.Т., Философские аспекты суфизма, М., 1987;
- Суфизм в контексте мусульманской культуры, М., 1989;
- Учебное пособие по культурологии. М. - 1994.
- Хачатурян В. М. Теория цивилизаций в русской исторической мысли // Новая и новейшая история. -1995. - № 5. - С. 8-18.
Похожие книги - А.В. Матецкая, С.И. Самыгин, Е.Э. Эгильский, О.М. Морозова. Религиоведение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 416 с.
- Религиоведение. – М.: Юрайт, 2012. – 480 с.
- Asiatica.Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. – СпБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. – 208 с.
- Труды Государственного музея истории религии. Выпуск 10 (комплект из 2 книг). – М.: ИПЦ СПГУТД, 2010. – 184 с.
- Труды Государственного музея истории религии. Выпуск 5. – М.: Акционер и К, 2005. – 268 с.
- Труды Государственного музея истории религии. Выпуск 4. – М.: Акционер и К, 2004. – 296 с.
- Протоиерей А.В. Смирнов. Курс истории религий. – М.: ФИВ, 2012. – 384 с.
- Путеводитель по экспозиции "Религии Востока". – М.: Каламос, 2012. – 32 с.
- Л.С. Васильев. История религий Востока. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2015. – 794 с.
- В.П. Васильев. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. – М.: Ленанд, 2015. – 192 с.
- Людмила Немировская. Религиоведение. История религии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 264 с.
- Юлия Ковальчук. Корейский протестантизм. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 252 с.
- Владимир Сахроков. Культура, религия и общество в контексте глобалистики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 144 с.
- Е.Г. Балагушкин. Религиозные искания и социальный протест (вторая половина XX века). Очерки марксистского религиоведения. Нетрадиционные религии и молодежное движение протеста. Аспекты изучения новых религиозных движений. – М.: Ленанд, 2015. – 320 с.
- Яблоков И.Н. - Отв. ред. Религиоведение. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 504 с.
- Сравнительное богословие. Книга 6. Учебное пособие. – М.: Концептуал, 2016. – 576 с.
- В.П. Васильев. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 192 с.
Описание предмета: «Религиоведение»Религиоведение (от лат. religio - религия) - совокупность научных дисциплин, изучающих религию.
Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось, начиная с XIX в., хотя
соответствующие знания - философские, теологические, исторические - накапливались в течение веков.
Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее
многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других
областей культуры.
Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает
ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др.
Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение
объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то
субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии,
герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.
Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития
и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние
религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.
Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и
функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств,
настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном
комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.
Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в
коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое
описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит
прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных
существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной
религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. Выделяют теоретическое и историческое,
теоретическое и эмпирическое, конфессиональное и внеконфессиональное, сравнительное религиоведение. Главным во
внеконфессиональном (а нередко и в конфессиональном) религиоведении является философское содержание, поскольку
именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные
понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в
религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных,
фактического материала. [Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред.
проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.]
Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное
поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому
как священное иди сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние
(психологические) факты.
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что история человечества (и предыстория) не знала
абсолютно безрелигиозной стадии существования. Затрагивая предельные, общие для всех людей проблемы, самые
глубинные и болезненные точки человеческой природы, религия органически связана с общественной психологией,
настроениями и духовными движениями, а также с уровнем и типом экономической культуры. Активно функционируя в
обществе, религия оказывает влияние на социальную реальность и, в свою очередь, формируется под влиянием этой
социальной реальности.
Таким образом, мы видим, что предмет религиоведения имеет сложный и многоаспектный характер. Для того чтобы
соответствовать своему научному определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением
фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и
группами. [С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 5-10.]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |