- Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация? // Народы Азии и Африки. 1990. №3. С.46-56;
- Барг М.А. О категории "цивилизация" // Новая и новейшая история. 1990. №5. С.25-40;
- Вильчек Вс. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М., 1993.
- Гуревича.Я. Теория формаций и реальность истории// Вопросы философии. 1990. №11. С.31-43;
- Ерасов Б.С. Цивилизация: смысл слова и определение термина// Цивилизации. Вып.4. М., 1997;
- Ерасов Б.С. Проблемы теории цивилизаций // Новая и новейшая история. 1995. №6. С.181-187;
- Иноземцев В.Л. Экономическая общественная формация: границы понятия и значение теории // ПОЛИС. Политические исследования. 1991. №4. С.35-46
- Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития// Новая и новейшая история. 1994. №4-5. С.33-50;
- Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теории цивилизаций в западноевропейской и русской историографии XVIII - XIX вв. М., 1998;
- История цивилизаций (конспект лекций). М., 2000 и др.
- Келле В.Ж. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса// Цивилизации. Вып. 2. М., 1993.
- Ковалев А.М.Еще раз о формационном и цивилизационном подходах Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 97-104.
- Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах// Новая и новейшая история. 1995. №1. С.23.
- Ковальченко И.Д. Многомерность исторического развития. Типология, периодизация, цивилизационный подход // Свободная мысль. 1995. №10. С.77-88;
- Кузищин В.И. О некоторых принципиальных положениях методологии истории // Новая и новейшая история. 1996. №3. С.86.
- Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.5-9.
- Плетников Ю.К. Исторический процесс: соотношение формационного и цивилизационного подходов // Обновление России: трудный поиск решения. Вып.7. М., 1999 и др.
- Поздняков Э.А. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. №5. С.49-60;
- Рейснер Л.И. Историческое общество как единство формационного и цивилизационного начал // Цивилизации. Вып.1. М., 1992. С.50-68;
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995;
- Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее и будущее // Новая и новейшая история.1996. №3. С.82.
- Современные теории цивилизаций. (Реферативный сб.) / Отв. Ред. М.М. Наринский. М., 1995;
- Сравнительное изучение цивилизаций мира (Междисциплинарный подход) / Отв. Ред. К.В. Хвостова. М., 2000; Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001 и ДР-
- Студенцов В. Общецивилизационный и формационный подходы: скептический взгляд// Мировая экономика и международные отношения. 1991. №6. С.52-57;
- Формации или цивилизации? (Материалы "круглого стола")// Вопросы философии. 1989. №10. С.34-59;
- Формация или цивилизация? Сборник статей и материалов / Под ред. В.И. Овсянникова. М., 1993;
- Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. Материалы к учеб, пособию. Спб., 1997;
- Хачатурян В.М. Проблема цивилизации в "Исследовании истории" А. Тойнби в оценке западной историографии // Новая и новейшая история. 1991. №1. С.204-218;
- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. Учеб. Для 10-11 кл. Общеобразоват. Учеб, заведений / Под ред. В.И. Уколовой. М., 1996;
- Цивилизационный подход к истории: проблемы и перспективы развития. Воронеж, 1994;
- Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического процесса// Цивилизации. Вып.1. М., 1992. С.9-26;
- Цивилизация: теория, история, современность. М., 1989;
- Черняк Е.Б. Цивилиография: наука о цивилизации. М., 1996;
- Шемякин Я.Г. Проблема цивилизации в советской научной литературе 60-80-х годов // История СССР. 1991. №5. С.86-103; Новикова Л.И.
- Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. Издание. М., 1995;
Похожие книги - Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 2. Новое время. Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2002. – 640 с.
- И.Н. Кузнецов. История государства и права России. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 696 с.
- И.В. Блауберг. Проблема целостности и системный подход. – М.: Едиториал УРСС, 1997. – 450 с.
- В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. Очерки истории науки и техники 1870 - 1917 гг. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
- С.П. Капица, А.Д. Панов, С.Н. Гринченко, Л.Е. Гринин, С.Ю. Малков, А.В. Коротаев. История и Математика. Альманах, №1, 2006. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. – М.: КомКнига, 2006. – 168 с.
- Вадим Межуев и Борис Славин. Диалоги о социализме. Два подхода к одной идее. – М.: Слово, 2001. – 164 с.
- Т.И. Юсупова. Монгольская комиссия Академии наук. История создания и деятельности. 1925-1953. – М.: Нестор-История, 2006. – 280 с.
- Арнольд Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 320 с.
- Арнольд Дж. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. Мир и запад. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, Neoclassic, 2011. – 320 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.: Либроком, 2013. – 232 с.
- И.Н. Кузнецов. История государства и права России. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 696 с.
- Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. – М.: Ленанд, 2013. – 440 с.
- Роман Романенко. Проблема старения в науке и философии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 104 с.
- А.А. Вологдин. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах (комлпект из 2 книг). – М.: Юрайт, 2015. – 776 с.
- Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История естествознания и техники. – М.: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской Академии наук, Ленанд, 2015. – 544 с.
- Василий Кузищин,В.Казанскене,Николай Казанский,Александр Немировский,Лариса Печатнова,Иван Суриков,Владимир Строгецкий,Андрей Стрелков,Ю.Литвиненко,Сергей Новиков,Н.Журавлева,О.Золотникова,А.Бадер,В.Лившиц,Т.Гвоздева,Инна Гвоздева,Александр Авдеев,. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. – СПб.: Алетейя, 2000. – 608 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.: Ленанд, 2017. – 232 с.
Описание предмета: «Философия»Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа,
космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре
внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм. В настоящее время существуют
философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.
Основные проблемы философии.
1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать
существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным
неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века
противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие
ограничивается природой, миром естественных тел.
2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего
возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто
конкретное чувственное.
3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.
4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.
5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине…
6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.
Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или
субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема
материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное
является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.
Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное
начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен,
Гераклит.
Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное
(производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор,
Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два),
которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.
Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так
и идеализма.
Формы материалистических учений:
1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то
единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.
2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти
законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились
тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.
3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит
за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы
рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.
4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира,
противоречивость бытия, развитие материального мира.
Формы идеализма: субъективный и объективный.
1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.
Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.
Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.
2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание»,
дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.
Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это
символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |