- Андреева Г. М. Социальная психология - М., Аспект Пресс, 1996
- Алданов И.Д. Практический менеджмент. М., 2005.
- Адаир Дж. Эффективное лидерство - М.:ЭКСМО,2002
- Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
- Брэддик У. Менеджмент в организации. М., 1997.
- Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., 1969.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный руководитель. М., 1991.
- Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник 3-е. изд. перераб. И доп. - М., Юнити, 2001.
- Друкер П. Эффективное управление. - Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. с 57
- Егоршин А.П. Управление персоналом. - 2-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 1999. с.53
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта: МПСИ, 2000. с.237
- Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2005.
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1995. с 70
- Киллен К. Вопросы управления. М., 1981.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.
- Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: "Дело", 2003
- Купер Д., Робертсон И.Т., Тинлайн Г., Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки: Перевод с английского. "Вершина" - 2005,
- Лебедев ВМ. Психология и управление. М., 1990.
- Мартынов Е.Д. Профессионалы в управлении. Л., 1991.
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятий. М.: ИНФРА-М, 1998, с.59
- Мескон М., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
- Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996
- Парыгин Б.Д Основы социально-психологической теории. М., 1971.
- Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М., 1988.
- Планкетт А., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. АО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1995 с.143
- Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов на Дону, 2004.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч М.: Педагогика, 1985
- Типы руководителей - стили управления. Новосибирск, 1992.
- Хрящева Н.Ю. Деловое общение руководителя. Л., 1990.
- Шадриков В.Д. Способности и деятельность. М., 1995.
- Шепель В.М Управленческая психология. М, 1984.
- Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., 2004.
Похожие книги - Е.А. Петрова. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. – М.: Гелиос АРВ, 2004. – 128 с.
- А.Ф. Бакиров, Л.М. Кликич. Формирование и развитие рынка страховых услуг. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
- Гарри Хатсон, Барбара Перри. Надежда как инструмент управления. Мобилизовать команду и достичь выдающихся результатов. – М.: Альпина Паблишер, 2008. – 262 с.
- А.М. Фролов. Формирование и развитие управленческих команд в коммерческих организациях. – М.: Анкил, 2010. – 148 с.
- А.В. Белошистая. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2004. – 400 с.
- И.А. Смирнова. Корпоративная культура организации. Психолого-акмеологические основы формирования и развития. – М.: КДУ, 2009. – 194 с.
- Человеческий капитал в годы Великой Отечественной войны. Особенности формирования и развития. – М.: РГСУ, 2011. – 204 с.
- Составители Леонид Кроль, Елена Пуртова. Развитие организации и HR-менеджмент. – М.: Класс, 2004. – 368 с.
- Д.С. Петросян. Институциональная экономика. Управление формированием и развитием социально-экономических институтов. – М.: Инфра-М, 2014. – 288 с.
- А.В. Карев. Формирование и развитие дилерских сетей на российском рынке бытовой техники. – М.: НИПКЦ "Восход-А", 2013. – 196 с.
- Олег Станиславович Андреев. Методология формирования и развития финансового рынка России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
- Василий Ковалев. Формирование и развитие системы бизнес-образования в России. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 404 с.
- Маншук Досманбетова. Формирование и развитие интеллектуального капитала организации. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 228 с.
- Вадим Слепцов. Формирование и развитие молочного скотоводства в рыночных условиях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 136 с.
- Ольга Рябцева. Формирование и развитие мотивации к изучению иностранного языка. – М.: , 2014. – 68 с.
- С.Д. Резник, О.А. Вдовина. Преподаватели вузов России. Формирование и развитие профессиональных компетенций. – М.: Инфра-М, 2016. – 140 с.
- Д.Г. Абуладзе, И.Б. Выпряжкина, В.М. Маслова. Документационное обеспечение управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 299 с.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |