- Авдеев В. Формирование команды. - М., Гардарики, 1999.
- Андреев Б.Г., Черевань В.П. Производственные бригады нового типа: партийное руководство их развитием. - М.: Мысль, 1986. - 271 c.
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.
- Аоки М. Фирма в японской экономике. - СПб.: Лениздат, 1995. - 431 с.
- Армстронг М. Основы менеджмента. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. - 512 с.
- Бpонштейн В.В. Коллективный подpяд: пpоблемы и пеpспективы. - М.: Экономика, 1989. - 140 с.
- Белбин М. "Руководящие коллективы: почему они добиваются успеха, почему терпят неудачи?" Москва, 1981
- Борисов В.В. О труде совместном и коллективном // Материалы Международной НПК "Россия на пороге ХХI века", 27-28 мая. - Архангельск, 1999. - С.304-305.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ. - 1997.
- Брилинг Е. Е. Некоторые мысли о формировании работоспособных команд // psi@lib.ru - 20.04.2004
- Бунич П. Самофинансирование основного хозяйственного звена: предпосылки, сущность, проблемы и тенденции // Социалистический труд. - 1987. - №9. - С. 10-19.
- Вайсман А. Стратегия менеджмента: пять факторов успеха. - М.: Экономика. - 1995.
- Валь Е. П "Руководство, лидерство и командообразование в организации". - М., Прометей, 2000.
- Грачев М.В. Управление трудом. - М.: Наука, 1990. - 137 с.
- Грейсон Дж.К.мл., О`Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. /Авт.предисл. Б.З.Мильнер. - М.: Экономика, 1991. - 319 с.
- Завьялова Е., Логинова А. Роли в команде: российский вариант // "Персонал-Микс" - 05.11.2003
- Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики / Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 2003. - 136 с.
- Карякин А.М. Рабочие команды: основы теории и практики. - Иван. гос. энерг. ун-т. - Иваново, 1997. - 116 с.
- Карякин А.М. Совершенствование управления предприятиями в наукоемких отраслях на основе динамических структур. - Иваново: ИвГУ, 1999. - 126 с.
- Карякин А.М. Совершенствование управления предприятиями в сфере наукоемкого производства и инновационной деятельности на основе концепции рабочих команд. - Иван. гос. эн. ун-т. - Иваново, 1998. - 160 c.
- Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы. Заметки из области социальной психология неформальных групп. - Одесса-Туапсе, 1996.
- Лунев Ю.А., Чернышев А.С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. - Курск, 1999
- Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 336 с.
- Михеев В. Современная команда менеджмента проекта // Директор информационных систем, №5, 2001.
- Никитенко А.И., Давыдович Д.Д. Организация работы персонала в рамках реинжениринга бизнес процессов // "Экономика, экология и общество России в 21-м столетии", Труды 3-й Международной НПК. - СПб: Изд-во СПбГТУ, 2001. - C.654-660.
- Ньюстрем Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб: "Питер", 2000. - 448 с.
- Основы менеджмента / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 2000. - 432 с.
- Отечественная история: Энциклопедия. В 5 т. T.1: А-Д / Редкол.: В.Л.Янин (гл.ред.) и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 688 с.
- О'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: Прогресс, 1979. - 420 с.
- Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 152 с.
- Сенге Питер М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес". - 1999.
- Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. - М.: Прогресс, 1989. - 528 с.
- Сотрудник: подчиненный или партнер? // "Персонал-Микс" - № 1 - 2003.
- Фаткин Л., Морозова К. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности // "Проблемы теории и практики управления" - № 1. - 2001.
- Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - М.: ИНФРА-М. - 1999.
- Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. - М.: Наука, 1993. - 176 с.
- Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс. - 1991.
Похожие книги - А.М. Фролов. Формирование и развитие управленческих команд в коммерческих организациях. – М.: Анкил, 2010. – 148 с.
- Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. Технологии командообразования. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.
- С.Д. Резник. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2011. – 464 с.
- В.В. Авдеев. Работа с командой. Психологические возможности. Практикум. – М.: КУРС, Инфра-М, 2014. – 152 с.
- Владимир Спивак. Модели компетенций лидеров. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 164 с.
- С.Д. Резник, М.В. Черниковская. Организационное поведение. Конспект лекций. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 192 с.
- С.Д. Резник. Организационное поведение. Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 464 с.
- А.Т. Зуб. Управление стратегическими изменениями в организациях. – М.: Форум, Инфра-М, 2016. – 384 с.
- С.Д. Резник. Организационное поведение. Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 464 с.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |