- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
- Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. - Москва, 1988.
- Ибука М. После трех уже поздно. - М., 1992.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. - М., 1972.
- Плаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. - Москва, 1960
Похожие книги - М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин. Плохой хороший ребенок. Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2008. – 320 с.
- М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. Интеллект ребенка и профилактика нарушений. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. – 128 с.
- М.И. Лохов, Е.В. Фесенко, Ю.А. Фесенко. Интеллект ребенка. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. – 128 с.
Описание предмета: «Психофизиология»Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии,
предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально
использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные
физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).
Психофизиология — естественно-научная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение
по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:
физиологической психологии;
физиологии высшей нервной деятельности;
нейропсихологии.
Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел
экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения
психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее
время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические
механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации. Таким образом, задачи
психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними
носят в основном терминологический характер.
Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было
проведено А.Р. Лурией (1973).
Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов —
мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных
актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема
эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных
психических состояниях.
В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций,
предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом
поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы.
По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате
необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются
сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.
[Психологический словарь, 1996]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |