- Андреев И.Д. О методах научного познания. - М., 1964.
- Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. - М., 1969.
- Добриянов В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. - М., 1968.
- Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. - М., 1969.
- Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие / Науч. ред. А.Н. Есуков. - Мн., 1991.
- Методология в сфере теории и практики / А.Т. Москаленко, А.А. Погорадзе и др. - Новосибирск, 1988.
- Основные принципы и методы научного познания. - М., 1970.
- Петров Ю.А. Теория познания. - М., 1988.
- Проблемы методологии научного познания. - М., 1981.
- Роль методологии в развитии науки. - Новосибирск, 1985.
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1974.
- Системный анализ. - М., 1979.
- Системные исследования. - М., 1985.
- Сочивица О.М. Методы и формы научного познания. - М., 1972.
- Современная логика и методология науки. - М., 1987.
- Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.
- Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978.
- Шульман Э.А. Методологический аппарат исследований // Советская педагогика. - 1988. - № 11. - С. 43-48.
- Элентух И.П. Целостность методологического анализа фундаментальных проблем конкретных наук. - Томск, 1989.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. - М., 1978.
Похожие книги - Р.Ф. Матвеев. Основы социологии и политологии. – М.: Форум, 2010. – 256 с.
- Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 440 с.
- Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российско-французского центра социологии Российской Академии наук. – М.: Праксис, Институт экспериментальной социологии, 2005. – 304 с.
- Г.Клейнпетер. Теория познания естествознания. – М.: КомКнига, 2007. – 194 с.
- Э.Кассирер. Теория относительности Эйнштейна. – М.: Либроком, 2009. – 146 с.
- Каринский М.И. Об истинах самоочевидных. – М.: Либроком, 2011. – 200 с.
- Ф.Ленард, Дж. Дж. Томсон, Л.Саутсернс, Н.Кемпбелл, М.Планк. Эфир и материя. – М.: КомКнига, 2007. – 160 с.
- Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. Макроэкономика. – М.: Инфра-М, 2011. – 208 с.
- Е.И. Пассов. Русское слово в методике как путь в Мир русского Слова или Есть ли у методики будущее?. – М.: МИРС, 2008. – 60 с.
- Методология исследования политического. Основные подходы и направления. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2013. – 194 с.
- А.И. Липкин. Основания физики. Взгляд из теоретической физики. – М.: Ленанд, 2014. – 208 с.
- М.И. Каринский. Об истинах самоочевидных. – М.: Либроком, 2015. – 202 с.
- Андрей Кокин. Суицид как объект исследований. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 88 с.
- А.А. Горелов. Социология. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 356 с.
- Г.Клейнпетер. Теория познания современного естествознания на основе воззрений Маха, Сталло, Клиффорда, Кирхгоффа, Гертца, Пирсона и Оствальда. – М.: Шиповник, 1910. – 192 с.
- О.Ф. Серебрянников. Эвристические принципы и логические исчисления. – М.: Наука, 1970. – 284 с.
- О.Е. Баксанский. Технологии манипуляций массами. Реклама, маркетинг, PR, GR. Когнитивный подход. Карманная книга политехнолога. – М.: Ленанд, 2017. – 224 с.
Описание предмета: «Методология науки»Методология (от метод и ...логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности.
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.
Знание – главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный
стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки,
методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и
источником нравственных ценностей.
Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное
знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной
жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не
является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью
являются новые художественные ценности, в инженерном деле – технологии, изобретения, в экономике –
эффективность и т.д.).
Важно подчеркнуть, что определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку. Научная деятельность
специфична. Другие сферы деятельности человека – обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. – имеют
каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и
не везде возможно и уместно.
История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие «научный» часто применяется в
ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные
теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание
всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.
Наука не признает паранаучные концепции – астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п. Она не признает эти
концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т.Гексли, «принимая
что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких
концепциях нет. Возможны случайные совпадения.
По поводу такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: «И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали
выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа,
признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: „А где изображение тех, кто погиб после того,
как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий – в астрологии, в повериях, в предсказаниях и тому
подобном. Люди услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания
проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще».
Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.
До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак
специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской
работы в университетах. Однако сегодня ученый – это особая профессия. В XX веке появилось понятие «научный
работник». Сейчас в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой.
Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в
напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их
противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно
вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |