- Барабанов с. В., В. И. Евлахов, А. П. Пуговкин, Т. Л. Рудакова, Л. Н. Шалковская Физиология сердца. Учебное пособие Издательство: СпецЛит: 2001.- 453 с.
- Коробков А.В., Чеснокова с.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Высшая школа, 1986. - 169 с.
- Полная энциклопедия здорового питания". Сост. А.В. Маркова. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. .- 543 с.
- Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- М.: Высшая школа, 1983.- .- 349 с.
- Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И.Косицкого и В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1988.- 213 с.
- Сапин М. Р., В. И. Сивоглазов Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учебное пособие Издательство: Академия (Москва): 2004.- 246С.
- Сапин М. Р., З. Г. Брыксина Анатомия и физиология детей и подростков: Академия: 2000.- 453 с.
- Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988. .- 297 с.
- Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- 593 с.
- Физиология человека. В 3-х томах. Том 1Издательство: Мир 2004.- 281 с.
Похожие книги - М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник. – М.: Academia, 2013. – 384 с.
- О.В. Грибанова, Г.Е. Завьялова. Физиология пищеварительной системы с элементами возрастной физиологии и биохимии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 208 с.
- Евгения Григорьева und Наталья Белоусова. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 168 с.
Описание предмета: «Физиология человека»Физиология (от греч. ph?sis = природа и ...логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их
отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Физиология изучает также закономерности
взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях.
Классификация. физиология = важнейший раздел биологии; объединяет ряд отдельных, в значительной мере
самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин. Различают общую, частную и прикладную физиологию.
Общая физиология изучает основные физиологические закономерности, общие для различных видов организмов; реакции
живых существ на разные раздражители; процессы возбуждения, торможения и т.п. Электрические явления в живом
организме (биоэлектрические потенциалы) исследует электрофизиология. Физиологические процессы в их
филогенетическом развитии у разных видов беспозвоночных и позвоночных животных рассматривает сравнительная
физиология. Этот раздел физиологии служит основой эволюционной физиологии, которая изучает происхождение и
эволюцию жизненных процессов в связи с общей эволюцией органического мира. С проблемами эволюционной физиологи
неразрывно связаны и вопросы возрастной физиологии, исследующей закономерности становления и развития
физиологических функций организма в процессе онтогенеза = от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Изучение
эволюции функций тесно соприкасается с проблемами экологической физиологии, исследующей особенности
функционирования разных физиологических систем в зависимости от условий обитания, т. е. физиологической основы
приспособлений (адаптаций) к разнообразным факторам внешней среды. Частная физиология исследует процессы
жизнедеятельности у отдельных групп или видов животных, например у с.-х. животных, птиц, насекомых, а также
свойства отдельных специализированных тканей (например, нервной, мышечной) и органов (например, почек, сердца),
закономерности их объединения в специальные функциональные системы. Прикладная физиология изучает общие и
частные закономерности работы живых организмов и особенно человека в соответствии с их специальными задачами,
например физиология труда, спорта, питания, авиационная физиология, космическая физиология, подводная и т.д.
Физиология подразделяют условно на нормальную и патологическую. Нормальная физиология преимущественно исследует
закономерности работы здорового организма, его взаимодействие со средой, механизмы устойчивости и адаптации
функций к действию разнообразных факторов. Патологическая физиология изучает измененные функции больного
организма, процессы компенсации, адаптации отдельных функций при различных заболеваниях, механизмы
выздоровления и реабилитации. Ветвь патологической физиологии = клиническая физиология, выясняющая
возникновение и течение функциональных отправлений (например, кровообращения, пищеварения, высшей нервной
деятельности) при болезнях животных и человека.
Физиология как раздел биологии тесно связана с морфологическими науками = анатомией, гистологией, цитологией,
т.к. морфологические и физиологические явления взаимообусловлены. Физиология широко использует результаты и
методы физики, химии, а также кибернетики и математики. Закономерности химических и физических процессов в
организме изучаются в тесном контакте с биохимией, биофизикой и бионикой, а эволюционные закономерности = с
эмбриологией. Физиология высшей нервной деятельности связана с этологией, психологией, физиологической
психологией и педагогикой. Наиболее тесно физиология традиционно связана с медициной, использующей её
достижения для распознавания, профилактики и лечения различных заболеваний. Практическая медицина, в свою
очередь, ставит перед физиологией новые задачи исследований. Экспериментальные факты физиологии как базисной
естественной науки широко используются философией для обоснования материалистического мировоззрения.
Прогресс физиологии неразрывно связан с успехами методов исследования. Исследование функций живого организма
базируется как на собственно физиологических методах, так и на методах физики, химии, математики, кибернетики и
др. наук. Такой комплексный подход позволяет изучать физиологические процессы на различных уровнях, в том числе
на клеточном и молекулярном. Основные методы познания природы физиологических процессов, закономерностей работы
живых организмов = наблюдения и эксперимент, проводимый на разных животных и в различных формах. Однако всякий
эксперимент, поставленный на животном в искусственных условиях, не имеет абсолютного значения, а результаты его
не могут быть безоговорочно перенесены на человека и животных, находящихся в естественных условиях.
[Физиология человека, под ред. Бабского Е. Б., 2 изд., М., 1972.]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |