- Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
- Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г.).
- Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года (утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866) (с изменениями от 6 июня 2002 г.).
- Постановление Совета Министров Союзного государства от 9 апреля 2002 г. N 14 "О прогнозе социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметрах прогноза до 2004 года".
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 июня 2002 г. N 2845-3 ГД "О проекте федерального закона N 96058698-2 "О Свободной экономической зоне в Республике Дагестан".
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 октября 2000 г. N 664-3 ГД "О Федеральном законе "О свободных экономических зонах".
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 июня 2000 г. N 180-СФ "О Федеральном законе "О свободных экономических зонах".
- Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 февраля 2000 г. N 84-3 ГД "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О свободных экономических зонах".
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 июля 1998 г. N 328-СФ "О создании Временной комиссии Совета Федерации по законодательству Российской Федерации о свободных экономических зонах".
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 мая 1997 г. N 148-СФ "О Федеральном законе "О свободных экономических зонах".
- Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории РФ" (в ред. Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 491).
- Указ Президента РФ от 18 мая 1995 г. N 495 "О социально-экономическом развитии Калининградской области" (с изм. и доп. от 13 февраля 1996 г.)
- Указ Президента РФ от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария".
- Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" (с изм. и доп. от 16 мая 1997 г., 29 августа 2001 г.).
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" (с изм. и доп. от 6 июня 2002 г.).
- Постановление Правительства РФ № 281 "Об установлении на 1998 год количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области" вступило в силу с 27 марта 1998 г.
- Проект Федерального закона "Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД В. А. Баюновым, В. П. Никитиным, А. Г. Пузановским, Ю. М. Теном, А. А. Тягуновым, О. А. Финько и членами СФ А. Н. Белоноговым, Р. Ф. Гениатулиным, В. А. Густовым, С. А. Дудником, С. Н. Рябухиным, А. А. Суриковым, В. А. Шершуновым).
- Распоряжение ГТК РФ от 17 августа 1998 г. N 01-14/893 "О применении таможенных режимов в Калининградской области".
- Проект Федерального закона "О свободных экономических зонах" (внесен депутатом ГД А.Г. Пузановским).
- Проект Федерального закона "Об особых экономических зонах" (внесен Министерством экономического развития и торговли).
- Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения // М. - ИВЦ - Маркетинг. - 1997.
- Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А., Романова Т.Ф., Рукина С. Н. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие // РГЭА. - Ростов-на-Дону, 1998. - 216 с.
- Брызгалин А. Оффшорные механизмы в международном налогообложении: основные положения // Право и внешнеэкономическая деятельность. - 1998. - № 1 - с. 12.
- Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные экономические зоны: постановка проблемы // Внешняя торговля. - 1998. - № 2 - с. 39-40.
- Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. // Ростов-на-Дону: Издательский центр МарТ, 2001. - 448 с.
- Воинов Н. СЭЗ в развивающихся странах // Российский экономический журнал. - 1997. - № 9 - с. 27-31.
- Градов А.П., Кузин Б.И., Медников М.Д., Соколицын А.С. Региональная экономика - СПб.: Питер, 2003. - 222 с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов").
- Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие // Рос.экон.академия им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 168 с. - (Сер. "Высшее образование").
- Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность //Инвестиции в России. - 1999. - №7 - с. 26-29.
- Жуков В., Зеленин Д. Калининградская республика "Кенигсберг" //Деловые люди. - 1999. - №97 - с. 58-60.
- Ивашов С. Оффшоры: незнание рождает недоверие // Экономика и жизнь. - 1998. - № 24 - с. 12.
- Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Норма, 2001 - с. 142.
- Курчма Л. Оффшорное "плавание" в России // Экономика и жизнь. - 1997. - № 3 - с. 14.
- Милюков А. Оффшор расцветает на глазах // Деловое Поволжье. - 1998. - № 13 - с. 12.
- Модель развития Калининградской области России до 2010 года. Калининград, ноябрь 2001 г.
- Мозиас П. Свободные экономические зоны в России: проблемы и перспективы развития // Финансовый бизнес. - 2001. - №9 - с 32.
- Мухина И. На зоне свобода особая //Эксперт . - 1998. - № 20 - с. 18-21.
- Налоговый оазис на территории России. // Агентство Развития и Сотрудничества. - 2000. - 40с.
- Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 447 с.
- Носков И.Н. "Настоящие" российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия). Законодательство.1997.№6.
- Общие принципы создания зон совместного предпринимательства // М. 1998.
- Овчинникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства. - СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 1996.
- Рубченко Л. Оффшор по-российски // Эксперт. - 1998. - № 40 - с. 16.
- Савин В. Нужны ли России свободные экономические зоны // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2000. - №3 - с. 67-71.
- Самсон И. Новый образ Калининградской области // Вопросы экономики, 2003. - №2 - с 24.
- Свободные экономические зоны в России: миф и реальность. - //Инвестиции в России. -1999. - №7- с. 26-29.
- Свободные экономические зоны и перспективы их развития в России. - //Российское предпринимательство. - №1. - 2000 - с. 14 - 20.
- Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон //Российский экономический журнал. - 1997. - № 11 - с. 34-44.
- Смородинская Н., Капустин А., Малыгин В. Калининградская область как свободная экономическая зона (оценка условий и результатов развития в 1994-1998 гг.) // Вопросы экономики. - 1999, №9 - с. 90-107.
- Стратегия социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года. Калининград, 2003 г.
- Трифонова М. Зоны прикроют, свободу искоренят // Ежедневная электронная газета Yтро.ru. - 2004, 30 марта.
- Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. - М.: Юристъ, 1999.
- Цакунов С. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве: обзор // Внешнеэкономическая деятельность. - 1997. - № 9 - с. 13-15.
- Челнак Н. Обман и блеск виртуального бизнеса // Offshore Express. - 1998. - № 2 - с. 46.
- Шалаев А. СЭЗ: проблемы и перспективы развития в России // Коринф. - 1998. - № 4 - с. 18-21.
- Шеховцев А., Шестакова М., Троянов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. - 2000. - №10 - с. 90-107.
- Экономические и социальные проблемы России. Свободные экономические зоны: Опыт России: Проблемно-тематический сборник №4. // Российская академия наук. - М.: Институт научной информации по общественным наукам, 1997.
Похожие книги - Россия: Интеграция в мировую экономику. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 432 с.
- Особая экономическая зона. Таможенный альманах, №4, 2004. – М.: Благовест-В, 2004. – 120 с.
- А.Н. Глинкин, В.В. Кузьмин, А.А. Лавут, Л.Я. Нутенко, В.П. Сударев. Интеграция в Западном полушарии и Россия. – М.: Институт Латинской Америки РАН, 2004. – 296 с.
- Русско-английский разговорник по внешне-экономическим связям. – М.: Русский язык, 1993. – 654 с.
- А.В. Пушкин, И.Г. Богданов. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 232 с.
- О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. Региональная экономика и управление. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2009. – 240 с.
- Н.А. Гайнутдинов, Ю.Б. Иванов, И.И. Меламед. Особые экономические зоны как инструмент развития морских портов Российской Федерации. – М.: Современная экономика и право, 2008. – 256 с.
- Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". – М.: Проспект, 2010. – 56 с.
- Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". – М.: Рид Групп, 2011. – 80 с.
- П.В. Павлов. Институт особых экономических зон в Российской Федерации. – М.: Магистр, Инфра-М, 2010. – 256 с.
- В.И. Баронов, Г.М. Костюнина. Свободные экономические и офшорные зоны. – М.: Магистр, Инфра-М, 2013. – 560 с.
- О.Л. Банцерова, А.А. Коста. Архитектура деловых центров специальных экономических зон промышленно-производственного типа. Учебное пособие. – М.: МГСУ, 2012. – 92 с.
- Ануарбек Аймен. Специальные экономические зоны. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 188 с.
- Михаил Масленников und Денис Татаркин. Тенденции развития особых экономических зон в России и за рубежом. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 344 с.
- Александр Синько. Свободные экономические зоны. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
- Николай Шмонов. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 168 с.
- Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". – М.: Моркнига, 2018. – 44 с.
Описание предмета: «Макроэкономика»Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий обьем производства, уровень цен,
процентные ставки, уровень безработицы).
Макроэкономика. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в
широком плане. Она изучает факторы и результаты развития экономики страны и ее крупных районов. Объектами
макроэкономики. являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Макроэкономика
изучает влияние рынка как целого на все другие элементы экономики.
Макроэкономический подход исходит из того, что условия эффективного функционирования отдельного предприятия
отнюдь не тождественны условиям эффективного функционирования экономики в целом[12].
Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование
экономической активности. Исходным импульсом развития М. явились экономические идеи английского ученого Джона
Мейнарда Кейнса (1883-1946).
Макроанализ, по Кейнсу, охватывает следующие проблемы: 1 ) чем определяется общий уровень занятости в
экономике? 2) в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень?
В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики находится на стороне
потребительского и инвестиционного спроса, а исходным пунктом является проблема занятости населения.
Макроэкономика преследует конкретные цели и обладает соответствующими инструментами, с помощью которых можно
обеспечить их реализацию.
Американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» выделяют следующие цели и
инструменты макроэкономики
К целям макроэкономики они относят: 1 ) объем производства, который является основным показателем
экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства,
по их мнению, является валовой национальный продукт (ВНП), 2) занятость и безработица, ибо обеспечение полной
занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку
безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам; 3) цены и инфляция. Стабильные цены
обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских
цен (ИПЦ); 4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего
дефицита — одна из главных целей государства.
В число инструментов макроэкономики включают: 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов
выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на
изменение реального ВНП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они,
сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВНП. С другой
стороны, налоги могут влиять на рост ВНП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что
стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежная политика. Представляет собой второй
главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает
повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВНП и
смягчению инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в
свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3)
политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода
политика «зарплаты—цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4)
внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над
экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя
стабилизации внешней торговли.
Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели
макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их
реализация нередко действуют в противоположных направлениях. Так, невозможно одновременно наращивать объем и
уровень потребления и обеспечить высокие темпы экономического роста. Подобные противоречия отмечаются между
инфляцией и безработицей. Уменьшение инфляции может протекать в условиях роста безработицы. Однако наблюдается
ситуация, когда одновременно растет безработица и усиливается инфляция.
До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому макроэкономика
является категорией буржуазной политической экономии. Однако даже в таких условиях отдельные ученые исследовали
макроэкономическую проблематику. Значительный вклад в разработку теории экономического роста — составной части
макроэкономики — внесли Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, А. И. Анчишкин и
др. Советские ученые и исследователи макроэкономической теории нерыночной экономики успешно использовали
экономико-статистический аппарат производственной функции, широко применяли метод «затраты—выпуск», именуемый в
нашей стране межотраслевым балансом народного хозяйства, сочетали балансовые методы с эконометрическими.
Попытку осуществить сравнительный анализ макроэкономики. плановой (нерыночной) и предпринимательской (рыночной)
систем предпринял В. К. Фальцман.
Советская макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает периоде 30-х до 50-х годов. На
этом этапе в макроэкономической науке наблюдалось полное господство взглядов, согласно которым высокие темпы
экономического роста характерны исключительно для плановой системы. Второй этап — начало 60-х и первая половина
80-х годов - отмечался тем, что в этот период в нашей стране сформировались основы теории интенсификации и
эффективности производства. Утвердилось суждение, что только на основе углубления интенсификации и повышения
эффективности производства возможно ускорение экономического роста. Третий этап начался со второй половины 80-х
годов. Он характеризуется тем, что была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой
проблема экономического роста не может быть сведена лишь к ее количественной стороне.
Изучение макроэкономики в настоящее время исключительно актуально по многим причинам. Здесь выделим две из них.
Во-первых, явления макроэкономики имеют определяющее значение в успехах и неуспехах нации, страны. Во-вторых,
нация может воздействовать на собственное экономическое положение посредством макроэкономической политики.
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |