- Баразгова Е.С., Долганов А.Е., Козловская О.В.Маркетинг в системе образования: сущность, содержание, технология деятельности //Магистр. - 1995, №3.-С.33-44.; рез. англ., нем.
- Беков М.Б., Квитка И.И. Региональная политика в сфере образования// Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. - Иркутск, 1997.- С.101-102.
- Блинова Т.В. Циклическая динамика смены структурных типов занятости населения // Цикличность как форма экон. динам.: Тез. докл. Всерос. науч. конф.- СПб, 1997. - С.9-12.
- Бортникова Т.В., Булатова Г.А. Проблемы взаимодействия вузов и предприятий в подготовке и использовании специалистов // Пути формирования рынка труда: Тез. докл. Науч.-практ. конф., Омск, 10-11сент., 1991.- Омск, 1991.- С.37-40.
- Ванк В.Р.Проблемы организации регионального рынка труда // Межвуз. науч.-практ. конф. Упр. соц. сферой, Санкт-Петербург, 29-31мая, 1995: Тез. выступлений. Ч.1.-СПб., 1995.-С.41.
- Галкина Е.Н. Проблемы эффективной занятости и рационального использования на современном этапе развития экономики// Пробл. упр. персоналом в рыноч. экон. / Гос. акад. упр. Ин-т социол. и упр. персоналом. -Москва, 1997.-С.21-23.
- Гимпельсон В. Рынок труда в частном секторе // Предпринимательство в России. - 1997.-№1.-С.5-18, 4; рез. англ.
- Грязнова А.Г. Современный специалист финансово-банковского сектора экономики: вызов времени и задачи академического образования // Вестн. Фин. акад.- 1997.-С.11-16.
- Дайч З.Г. Многоуровневая подготовка специалистов - перспективное направление развития высшей школы России // Высш. образ. в России: ист., пробл., перспективы: Междунар. научн. конф., Ярославль, 1994: Тез. докл. Вып. 2 - Ярославль, 1994. -С.6-9.
- Даниленко Н.Н. Подходы к формированию региональной занятости в аспекте устойчивого развития // Цикличность как форма экон. динам.: Структур. и инвестиц. политика: Тез. докл. Всерос. науч. конф., СПб.:19-21 июня, 1997. - СПб, 1997. - С.248-250.
- Еремина Е.И. Управление воспроизводством трудовых ресурсов в системе профессионального образования (на примере подготовки экономических кадров) : Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - СПб, 1997. - 211с.
- Забродин Ю.М. Кадры и персонал // Человек и труд.М.:1996, №12.
- Забродин Д.М. Мелихова Н.В. Международное сотрудничество вузов в интересах повышения качества подготовки специалистов // Междунар. сотрудничество в обл. образ., подгот. и переподгот. спец.: опыт и проблемы. Матер. междунар. науч.-практ. конф.- Тамбов, 1996.-С.3-12.
- Зацепин В.В., Шечков Г.Т. Рыночные отношения и подготовка абитуриентов для вуза // Бизнес и высш. образ. в условиях перехода к рыноч. экон.:Тез. докл. всерос. науч.-метод. конф. / Алт. гос. техн. ун-т.-Барнаул, 1997.-С.17.
- Иванов В.А., Иньшин С.Я. Особенности подготовки специалистов для малых предприятий в государственных вузах // Матер. 2 Междунар. конф. Мал. и сред. предпринимательство в России (налог., правов., экон. и образоват. аспекты). - М.: 25-27 сент., 1997.
- Коврижных И.В., Волкова С.М. Подготовка специалистов в вузе и деловая активность: проблем, опыт преподавания // Бизнес и высш. образ. в условиях перехода к рыноч. экон.:Тез. докл. всерос. науч.-метод. конф. / Алт. гос. техн. ун-т.-Барнаул, 1997.-С.125-126.
- Крылатова И.В. Генезис постиндустриального общества: влияние на трудовые отношения // Междунар. науч. конф. студ. и аспирантов Ломоносов-97. Тез. докл. - М.: 1997. -С. 83-84.
- Лосенова Н.В. Регулятивные возможности социально-экономического механизма занятости в условиях рынка // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. н.- 1995, №2.-С.35-38.
- Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. - Иркутск, 1997.- С.101-102.
- Прокопьева Н.В. Образование как определящий фактор повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда // Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. матер. науч. практ. конф. -Иркутстк, 1997.-С.105-107.
- Скребнев Э. Малому бизнесу - современное кадровое обеспечение! // Матер. 2 Междунар. конф. Мал. и сред. предпринимательство в России (налог., правов., экон. и образоват. аспекты). - М.: 25-27 сент., 1997. - М.: 1997.-С.153-157.
- Соломатина О.В. Маркетинг образовательных услуг высшего и дополнительного образования // Бизнес и высш. образ. в условиях перехода к рыноч. экон.:Тез. докл. всерос. научн.-метод. конф./Алт. гос. техн. ун-т.-Барнаул, 1997.-С.31-32.
- Токарская Н.М. Методологические и методические подходы к изучению рынка труда // Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. - Иркутск, 1997.- С.71-72.
- Федотова Л. Повышение профессиональной активности молодежи // Человек и труд Соц. труд.- 1997.- №6.-С.37.
- Чупраков А.М. О подготовке инженерно-технических кадров в условиях рынка// Проблемы ресурсосберегающ. и экол. чист. технол. на предприятиях лес. комплекса и подгот. лесотехн. кадров / Воронеж. гос. лесотехн. акад.-Воронеж, 1995.- С.181-183.
- Шваков Е.Е. Особенности и перспективы развития рынка труда малого города (на примере г.Горно-Алтайска) / Пробл. соц. упр. городом в условиях рынка. Матер. науч.-практ. конф. - Иркутск. 1997.- С.87-88.
Похожие книги - Ю.А. Цыпкин. Управление персоналом. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 448 с.
- Н.Л. Маренков, Н.Н. Косаренко. Управление персоналом организаций. – М.: Академический Проект, Трикста, 2005. – 464 с.
- А.Н. Аверин. Профессиональная подготовка кадров. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 120 с.
- А.В. Тебекин. Управление персоналом. – М.: КноРус, 2009. – 624 с.
- Е.Б. Моргунов. Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение. – М.: Журнал "Управление персоналом", 2005. – 552 с.
- В.Н. Смирнов. Психология управления персоналом в экстремальных условиях. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
- Ю.Г. Одегов. Управление персоналом в структурно-логических схемах. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 944 с.
- Н.П. Беляцкий. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2010. – 448 с.
- З.В. Брагина, В.П. Дудяшова, З.Т. Каверина. Управление персоналом. – М.: КноРус, 2010. – 126 с.
- А.В. Тебекин. Управление персоналом. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 192 с.
- М.Н. Колесникова. Управление персоналом библиотеки. – М.: Профессия, 2011. – 192 с.
- Научные кадры в условиях инновационного развития Республики Беларусь. – М.: Беларуская Навука, 2009. – 324 с.
- М.И. Бухалков. Управление персоналом. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
- Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 2009. – 704 с.
- Психология управления персоналом. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 350 с.
- Т.Б. Захарова. Подготовка кадров высшей квалификации по методике обучения информатике. – М.: , 2016. – с.
- Н.И. Архипова, С.В. Назайкинский, О.Л. Седова. Современные проблемы управления персоналом. – М.: Проспект, 2018. – 160 с.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |