- Леонтьев В. Экономическое эссе. М.: Изд-во политической литературы, 1990.
- Гладилин А., Торопцев Е., Гурнович Т. Численный анализ вы-сокоразмерных моделей экономической динамики// Вопросы статистики, № 8; стр. 32-34, 1998.
Похожие книги - И.В. Зенкин. Всемирная торговая организация в схемах. – М.: Центральный издательский дом, 2003. – 128 с.
- В.П. Пересада. Управление динамикой развития экономики на базе межотраслевого баланса. – М.: Политехника-сервис, 2010. – 170 с.
- А.В. Якушев. Философия. Конспект лекций в схемах. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: Приор, 2001. – 256 с.
- Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Инфра-М, 2012. – 336 с.
- Под редакцией А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, Л.Е. Гринина. История и Математика. Альманах, 2010. Анализ и моделирование глобальной динамики. – М.: Либроком, 2010. – 352 с.
- С.Б. Хацкель. Аллергология в схемах и таблицах. Справочник. – М.: СпецЛит, 2000. – 720 с.
- В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко, А.И. Кучеренко. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). – М.: Инфра-М, 2010. – 256 с.
- Н.В. Голотвина. Грамматика французского языка в схемах и упражнениях. – М.: КАРО, 2012. – 176 с.
- Л.В. Давыдова, О.А. Федорова, Г.В. Коршунова. Финансы в схемах. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 80 с.
- В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
- Л.В. Шелехова. Математические методы в психологии и педагогике. В схемах и таблицах. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2015. – 224 с.
- С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева. Политология в схемах. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 108 с.
- С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева. Психология в схемах. Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2015. – 88 с.
- И.В. Сивакова. Пенсии в схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 176 с.
- В.Д. Секерин, А.Е. Горохова. Экономика предприятия в схемах и таблицах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 160 с.
- Крылова Н.В. Анатомия сердца. В схемах и рисунках. Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2016. – 96 с.
- А.В. Коротаев, С.Ю. Малков. Анализ и моделирование глобальной динамики. – М.: Ленанд, 2018. – 352 с.
Описание предмета: «Макроэкономика»Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий обьем производства, уровень цен,
процентные ставки, уровень безработицы).
Макроэкономика. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в
широком плане. Она изучает факторы и результаты развития экономики страны и ее крупных районов. Объектами
макроэкономики. являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Макроэкономика
изучает влияние рынка как целого на все другие элементы экономики.
Макроэкономический подход исходит из того, что условия эффективного функционирования отдельного предприятия
отнюдь не тождественны условиям эффективного функционирования экономики в целом[12].
Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование
экономической активности. Исходным импульсом развития М. явились экономические идеи английского ученого Джона
Мейнарда Кейнса (1883-1946).
Макроанализ, по Кейнсу, охватывает следующие проблемы: 1 ) чем определяется общий уровень занятости в
экономике? 2) в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень?
В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики находится на стороне
потребительского и инвестиционного спроса, а исходным пунктом является проблема занятости населения.
Макроэкономика преследует конкретные цели и обладает соответствующими инструментами, с помощью которых можно
обеспечить их реализацию.
Американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» выделяют следующие цели и
инструменты макроэкономики
К целям макроэкономики они относят: 1 ) объем производства, который является основным показателем
экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства,
по их мнению, является валовой национальный продукт (ВНП), 2) занятость и безработица, ибо обеспечение полной
занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку
безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам; 3) цены и инфляция. Стабильные цены
обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских
цен (ИПЦ); 4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего
дефицита — одна из главных целей государства.
В число инструментов макроэкономики включают: 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов
выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на
изменение реального ВНП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они,
сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВНП. С другой
стороны, налоги могут влиять на рост ВНП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что
стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежная политика. Представляет собой второй
главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает
повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВНП и
смягчению инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в
свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3)
политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода
политика «зарплаты—цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4)
внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над
экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя
стабилизации внешней торговли.
Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели
макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их
реализация нередко действуют в противоположных направлениях. Так, невозможно одновременно наращивать объем и
уровень потребления и обеспечить высокие темпы экономического роста. Подобные противоречия отмечаются между
инфляцией и безработицей. Уменьшение инфляции может протекать в условиях роста безработицы. Однако наблюдается
ситуация, когда одновременно растет безработица и усиливается инфляция.
До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому макроэкономика
является категорией буржуазной политической экономии. Однако даже в таких условиях отдельные ученые исследовали
макроэкономическую проблематику. Значительный вклад в разработку теории экономического роста — составной части
макроэкономики — внесли Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, А. И. Анчишкин и
др. Советские ученые и исследователи макроэкономической теории нерыночной экономики успешно использовали
экономико-статистический аппарат производственной функции, широко применяли метод «затраты—выпуск», именуемый в
нашей стране межотраслевым балансом народного хозяйства, сочетали балансовые методы с эконометрическими.
Попытку осуществить сравнительный анализ макроэкономики. плановой (нерыночной) и предпринимательской (рыночной)
систем предпринял В. К. Фальцман.
Советская макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает периоде 30-х до 50-х годов. На
этом этапе в макроэкономической науке наблюдалось полное господство взглядов, согласно которым высокие темпы
экономического роста характерны исключительно для плановой системы. Второй этап — начало 60-х и первая половина
80-х годов - отмечался тем, что в этот период в нашей стране сформировались основы теории интенсификации и
эффективности производства. Утвердилось суждение, что только на основе углубления интенсификации и повышения
эффективности производства возможно ускорение экономического роста. Третий этап начался со второй половины 80-х
годов. Он характеризуется тем, что была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой
проблема экономического роста не может быть сведена лишь к ее количественной стороне.
Изучение макроэкономики в настоящее время исключительно актуально по многим причинам. Здесь выделим две из них.
Во-первых, явления макроэкономики имеют определяющее значение в успехах и неуспехах нации, страны. Во-вторых,
нация может воздействовать на собственное экономическое положение посредством макроэкономической политики.
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |