- Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
- Ахутина, Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л. С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. М., 1994. С. 44-51.
- Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. Изд-во Моск. Ун-та, 1986. С.6-20.
- Баламакова, М.В. Вариативность явлений картины мира у носителей языка и билингвов // Фонетическая вариантность: билингвизм и диглоссия. Иваново, 2000. С. 27-31
- Бейн, Б.; Панарин, А.Ю.; Панарин, И.А. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к Л. Выготскому и А. Лурия) // Вопр. психологии. М., 1994. N 3. С. 68-81
- Белянин, В.П. Системность лексики текста как отражение системности картины мира автора // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. Калинин, 1987. С. 135-144.
- Береснева Н.И. Доминанты образа мира современного русского ребенка // Антропоцентрический подход к языку. Пермь, 1998. Ч. 2. С. 161-172
- Бушс, О. Реальное двуязычие // Родник. Рига, 1988. N 8. С. 57-63
- Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. 6, М: Прогресс, 1972 с.25-60.
- Вайнрайх У. Языковые контакты. - Киев: Вища школа, 1979. - 263 с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1990.
- Верещагин Е.М. Порождение речи: латентный процесс. М., 1968.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. (билингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Виноградов В.А. Диглоссия // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990 - 685с.
- Виноградов В.А. Интерференция // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990 - 685с.
- Вишневская, Г.М. Билингвизм и его аспекты : Учеб. пособие / Иван. гос. ун-т. Иваново, 1997. 99 с.
- Вишневская, Г.М. Психолингвистические особенности восприятия интонации устного иностранного текста : (В условиях билингвизма) // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. Калинин, 1987. С. 28-33.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: в 8 т. М., 1982. Т.2.
- Гавранек Б. К проблематике смешения языков // Новое в лингвистике. Вып. 6, М.: Прогресс, 1972. С. 94-111.
- Гаспаров Б.М. Язык, Память, Образ. М.: НЛО, 1996.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: "Прогресс", 1995.
- Глянцева, Т.Н. Специфика языковой картины мира при восприятии детьми имплицитной семантики // Речь. Речевая деятельность. Текст. Таганрог, 2000. С. 21-27
- Детская речь и пути ее совершенствования. Свердловск, 1989.
- Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л., 1987.
- Детская речь: проблемы и наблюдения. Л., 1989.
- Дубровская Л. А.; Овчинникова И. Г.; Пенягина, Е. Б. Наивная и научная картина мира: возрастные изменения от 6 до 10 лет // Антропоцентрический подход к языку. Пермь, 1998. Ч. 2. С. 173-186
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания., 1964. N 6.
- Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи. // Иностранные языки в школе. N 4. 1965.
- Жинкин Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка // Теоретические проблемы прикладной лингвистики. М., 1965а.
- Жлуктенко Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев: Вища школа, 1974. 176 с.
- Завьялова, М.В. Исследование речевых механизмов при билингвизме : (На материале ассоциативного эксперимента с литовско-русскими билингвами) // Вопр. языкознания. М., 2001. N 5. С. 60-85 Библиогр.: с. 82-85.
- Закирьянов, К.З. Отражение языковой картины мира в языковом сознании билингва // Межкультурный диалог на евразийском пространстве : Материалы междунар. науч. конф., 30 сент. 2 окт. 2002 г., Уфа. Уфа, 2002. Язык и литература в межкультурной коммуникации народов Евразии. С. 99-101
- Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека: Учебное пособие. Калинин: Калинин, ун-т, 1977. 83 с.
- Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психологических исследованиях. Калинин: Калинин.ун-т, 1978. 88 с.
- Захарова А.З. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 1975. 158 с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж, 2001.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи. // Психологические и Психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969.
- Зограф Г.А. Многоязычие // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Ильяшенко Т.П. Языковые контакты. М.: Наука, 1970. 204 с.
- Имедадзе Н.В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1984. С. 235-239.
- Кавтарадзе, Е.М. Данные билингвального описания фонологической структуры слова и их практическое применение // Рус. яз. в нац. шк. М., 1986. N 5. С. 13-16
- Климов В.В. Языковые контакты // Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970. 604 с.
- Колшанский Г.В. Теоретические проблемы билингвизма. В сб.: Лингвистика и методика в высшей школе, вып. IV, М., 1967, с. 166.
- Кондакова М.Ф. Языковые контакты как объект лингвистического исследования // Уральские лингвистические чтения 2001 (№ 14). Екатеринбург: УрГПУ. С. 50.
- Котик, Б.С. Нейропсихологический анализ билингвизма // Психол. журн . М., 1988. Т. 9, N 3. С. 139-147. Библиогр.: с. 146-147
- Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
- Кравченко А.В.. Феноменология значения и значение феноменологии в языке // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
- Кубрякова Е.С. Когнитивная обработка языковых данных // Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
- Левицкий, В.В. Билингвизм и неязыковое поведение // Проблемы семантики: психолингвистические исследования. Тверь, 1991. С. 144-152. Библиогр.: с. 152
- Левицкий, Ю.А. От высказывания - к предложению. От предложения - к высказыванию. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. 196 с.
- Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
- Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1974.
- Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. 1985. №5. С. 24-29.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Вопр. психологии. М., 1998. - N 1. С. 108-124
- Лепская Н.И. О некоторых этапах онтогенетического развития речи // Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. Изд-во Моск. Ун-та, 1986. С.3-5.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Перевод с англ. М.: Мир, 1974. 550 с.
- Литвиненко, Е.Ю. Успехи и неудачи билингвизации образования : (На примере США) // Науч. мысль Кавказа. Ростов н/Д, 1999. N 4. С. 86-90 Библиогр.: с. 90.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974
- Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. - 93 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. 319 с.
- Ляпон, М.В. Картина мира: языковое видение интроверта // Русский язык сегодня. М., 2000. Вып. 1. С. 199-207
- Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986.
- Мацумото Д. Психология и культура. М., Олма-Пресс, 2002.
- Мечковская Н.Б. Языковой контакт // Общее языкознание. Минск: Выш. школа, 1983. 456 с.
- Митирева Л. Н Экспериментальное исследование идентификации английских неологизмов русско-английскими билингвами // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. Тверь, 1998. С. 112-115
- Муратова, З.Г. Понятие билингвизма и некоторые вопросы обучения иностранному языку // Лингводидактические исследования. - М., 1987. - С. 166-175
- Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М., 1981.
- Палермо Д. Словесные ассоциации и речевое поведение детей. - В кн.: Изучение развития и поведения детей. М., 1966, с.241-286.
- Пауль Г. Принципы истории языка. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. 500с.
- Петрович Э. Унаследованное и приобретенное под иноязычным влиянием в фонетическом и фонологическом развитии румынского языка // Новое в лингвистике. Вып. 6, М.: Прогресс, 1972. С. 321-333.
- Петухова, И.А. Проблема развития мышления учащихся в условиях субординативного искусственного билингвизма // Сб. науч. тр. / Моск. пед. ин-т иностр. яз. М., 1986. Вып. 260. С. 38-46
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Пиаже Ж. Психогенез знании и его эпистемологическое значение, Cxeмы действия и усвоения языка. // Семиотика // Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1983.
- Пименова, М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины внутреннего мира человека / Кемер. гос. ун-т. Кемерово: Veriag Empirische Padagogik, 1999. 262 с. (Сер.: Этногерменевтика и этнориторика; Вып. 5)
- Постоялова, В.И. Язык и миропонимание человека // Семантика языковых единиц: Материалы 3-й межвуз. н.-и. конф. М., 1992. Ч. 1. С. 87-91
- Протасова, Е.Ю. Особенности русской речи билингвов // Рус. яз. за рубежом. М., 2000. - N 3/4. С. 42-48 Библиогр.: с. 48.
- Психолингвистические исследования: речевое развитие. М., 1978.
- Розенцвейг В.Ю. Основные вопросы теории языковых контактов // Новое в лингвистике. Вып. 6, М.: Прогресс, 1972. С. 5-22.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Л.: Наука, 1972.
- Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.
- Росман, В.И. Акцентная структура русских и английских повествовательных фраз в речи билингва // Проблемы автоматического и экспериментально-фонетического анализа текстов. Минск, 1986. С. 87-93
- Сигуан М. Макки У.Ф. Образование и двуязычие./ М.Сигуан,У.Ф.Макки: Пер.с фр.Н.А.Садовского М.Педагогика, 1990.
- Сикорский М.А. О развитии речи у детей // Сб. науч.-лит. статей по вопросам обществ. психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. Киев-Харьков, 1899-1900. 250 с.
- Степанова, М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского и П. Я. Гальперина // Вопр. психологии. М., 2001. N 4. С. 106-114
- Терепинг, А.-Р. Раннее двуязычие: хорошо это или плохо // Радуга. - Таллинн, 1989. N 4. С. 32-40
- Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление ? Вопросы психологии, 1981, N 5.
- Тухарели, Н.Л. Детская языковая картина мира как предмет лингвистического изучения // Язык, сознание, коммуникация. М., 2001. Вып. 17. С. 5-10
- Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблемы формирования // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990.
- Фрумкина Р. М. Психолингвистика:Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология"/Р. М. Фрумкина. М. :Academia,2001.(Высшее образование).315,[1] с.
- Фрумкина, Р.М. Современные представления о когнитивных процессах и культурно-историческая психология Выготского-Лурия // НТИ / ВИНИТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. М., 1998. - N 6. - С. 1-12
- Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. К., 1984.
- Хауген Э. Языковой контакт // Новое в лингвистике. Вып. 6, М.: Прогресс, 1972. С. 61-80.
- Цейтлин С.Н. Усвоение ребенком прилагательных // Детская речь: Норма и патология: Сб. научн. тр. Самара, 1996. С.4-16.
- Шахнарович А.М. К проблеме исследования формирования и развитая понятий. // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976, с.150-156.
- Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики на материале онтогенеза речи. М., 1990.
- Шумова, Н.С. Некоторые аспекты взаимодействия омологизмов в сознании билингвов // Проблемы психолингвистики слово и текст. - Тверь, 1993. - С. 81-85
- Шумова, Н.С. Опыт экспериментального исследования потенциального словаря билингва // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. Тверь, 1998. С. 116-120
- Шумова, Н.С. Межъязыковые омонимы и омологизмы в сознании билингва // Слово и текст в психолингвистическом аспекте. Тверь, 2000. C. 98-102
- Щерба Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1958. 182 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 313-318
- Эстрина А. Двуязычие и родители. / Телеграф, 7.07.99
- Этногерменевтика : некоторые подходы к проблеме / Отв. ред. Пименов Е.А., Бартель Х.; Кемер. гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 221 с. (Сер.: Этногерменевтика и этнориторика; Вып. 4)
- Этногерменевтика : фрагменты языковой картины мира / Отв. ред. Пименов Е.А., Пименова М.В.; Кемер. гос. ун-т. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999. 139 с. (Сер.: Этногерменевтика и этнориторика; Вып. 3)
- Язык, сознание, коммуникация : Сб. ст. - М.: МАКС Пресс, 2002 Вып. 22 : / Отв.ред.: Красных В.В., Изотов А.И. 135 с. , табл.
- Aellen C. & Lambert W. E. Ethnic identification and personality adjustments of Canadian adolescents of mixed English-French parentage. Canadian Journal of Behavioral Science, 1969, 1, 69-86.
- Banks, J. A. Multicultural Education: Historical Development, Dimensions and Practice./ Review of Research in Education, vol. 19, edited by L. Darling-Hammond. Washington, D. C.: American Educational Research Association, 1993.
- Beardsmore B. H. Bilingualism: Basic Principles. Second Edition, Ed. Multilingual Matters Ltd., England. 1986
- Bloomfield L. Language. New York, 1933
- Celce-Murcia, M. Verb paradigms for sentence recognition / American Journal of Computational Linguistics microfiche 1975, 38.
- Crystal D. English as a global language. Cambridge: CUP, 1997
- de Houwer A. The Acquisition of Two Languages from Birth: a Case Study, Cambridge: CUP 1990
- Dopke S. One parent, one language : an interactional approach Amsterdam ; Philadelphia : J. Benjamins Pub. Co., 1992.
- Doyle, A., Champagne, M. & Segalowitz, N. 1978, Some issues on the assessment of linguistic consequences of early bilingualism. Working Papers in Bilingualism, 14, 21-30.
- Ervin S. &. Osgood С. Second Language learning and bilingualism. Journal of Abnormal & Social psychology, Suppl. 49, 1954.
- Grosjean F. Life with two languages: An introduction to bilingualism. Cambridge (Mass.), L.: Harvard Univ. Press, 1982.
- Ferguson C.A.. Diglossia. "Word", 1959, 15, 2.
- Harris B., Sherwood B. Translating as an Innate scill // Language Interpretation and Communication. New-York & London: Plenum Press, 1 978. P. 1 55-1 70.
- Haugen E. Language Contact // Reports for the Eighth International Congress of Linguists. Oslo, 1957. P. 253-261.
- Hockett C.F.. A course in modern linguistics. New York, 1958.
- Imedadze N. On the psychological nature of child speech formation under conditions of exposure to two languages // Intern. J. Psychol. 1967. V. 2. P. 129-132.
- Keller-Cohen D. 'Systematicity and variation in the non-native child's acquisition of conversational skills', Language Learning 1979 29 (1): 27-44
- Lambert, W. & Tucker, C.R. (1972), Bilingual Education of Children: The St Lambert Experiment. Rowley, Mass.: Newbury
- Leopold, W. A child's learning of two languages. Fifth Annual Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics. Washington, DC: Georgetown University Press, 1954 pp.19-30.
- Mackey W.F. A description of bilingualism. In: J.A. Fishman (ed.), Reading in the sociology of language. Den Haag: Mouton. 1977. P. 554-584.
- Macnamara J. Bilingualism and thought. In Alatis, J. ed. Bilingualism and language contact. Washington, DC: Georgetown University Press, 1970
- McLaughlin B. Second Language Acquisition in Childhood. New York, 1978.
- Mikes, M. (1967): Acquisition des categoires grammaticales dans le langage de l'enfant. Enfance, 20, 289-298.
- Paradis, J., & Genesee, F. (1996). Syntactic acquisition in bilingual children: Autonomous or interdependent? Studies in Second Language Acquisition, 18, 1-25
- Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte, Heidelberg, 1920.
- Paulston C.B. Pronouns of Address in Swedish: Social Class Semantics and a Changing System // Language in Society 5. 1976. P.359-386.
- Peal, E., & Lambert, W. The Relation of Bilingualism to Intelligence, Psychological Monographs, 1962, 76, 27, 1-23
- Petrovici E. Interpenetration des systemes linguistiques, Bucarest, 1967.
- Rivers W.M. Communicating Naturally in a Second Language. Theory and Practice in Language Teaching. Cambridge, 1983.
- Romaine S. Bilingualism, Second Edition. Oxford: Blackwell. 1995
- Scovel T. A Time to Speak: A Psycholinguistic Inquiry into the Critical Period for Human Speech. New York: Newbury House/Harper and Row. 1988
- Schonfelder K.H. Probleme der Volker und Sprachmischung. Halle (S.), 1956.
- Singleton D. Language Acquisition. The Age Factor. Clevedon, 1989.
- Slama-Cazacu T.. Dialogue in children. The Hague 1977 (Rom. ed. 1961).
- Tokuhama-Espinosa T. Raising Multilingual Children 2001-
- Tosi, A. (1984), Immigration and Bilingual Education. Oxford: Pergamon.
- Vogt H. Actes du VIe Congres International des linguistes. Paris, 1948.
- Volterra, V. & Taeschner, T. 1978. The acquisition and development of language by bilingual children. Journal of Child Language 5: 311-326
- Weinreich U. Languages in Contact. N.Y, 1953 (1st ed.).
- Weinreich U. Languages in Contact. The Hague, 1963 (2d ed.).
- Wexler F. Diglossia, language standardization and purism. Parameters for a typology of literary languages // Lingua. 1971. Vol. 27. № 4. P. 330-354.
- Zentella A. C.. Growing up Bilingual: Puerto RicanChildren in New York. Oxford: Blackwell Publishers. 1997.Pp. 323
Похожие книги - О.А. Корнилов. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М.: КДУ, 2011. – 348 с.
- Т.И. Воронцова. Текст баллады. Языковая картина мира. – М.: Северная Звезда, 2003. – 228 с.
- Ежова Елена Николаевна; Мешкова И.Н. К Вопросу О Специфике Современной Языковой Картины Мира. – М.: , 2008. – 4 с.
- Языковая картина мира и системная лексикография. – М.: Языки славянских культур, 2006. – 912 с.
- Ю.Рылов. Аспекты языковой картины мира. Итальянский и русский языки. – М.: Гнозис, 2007. – 304 с.
- Эстер и Джерри Хикс, Мириам Субирана Виланова. Энергия желания, меняющая мир. Жизнь как творчество (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 608 с.
- О.А. Корнилов. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М.: КДУ, 2013. – 348 с.
- Н.Н. Шпильная. Языковая картина мира в структуре речемыслительной деятельности языковой личности. – М.: Либроком, 2014. – 152 с.
- Паремиология в дискурсе. Общие и прикладные вопросы паремиологии. Пословица в дискурсе и в тексте. Пословица и языковая картина мира. – М.: Ленанд, 2015. – 304 с.
- Л.П. Лобанова. Концепция языковой картины мира и ее истоки в трудах Вильгельма фон Гумбольдта. – М.: Ленанд, 2015. – 288 с.
- Л.П. Лобанова. Концепция языковой картины мира Л. Вайсгербера в статическом и энергейтическом описании. – М.: Ленанд, 2015. – 216 с.
- Елена Скляр. Концептуализация эмоций в языковой картине мира А. Фета и Ф. Тютчева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 188 с.
- Игорь Нефёдов. Языковая картина мира русской рок-поэзии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 с.
- Марина Евгеньевна Коровкина. Переводческие соответствия с учетом языковой картины мира. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 84 с.
- Сабира Исакова. Исследование казахской и французской языковой картины мира. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 108 с.
- Наталья Карпова. Роль метафоры в системе языка и формировании языковой картины мира. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 248 с.
- Алина Патракова. Ландшафт в английской и румынской языковых картинах мира. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 140 с.
Описание предмета: «Психолингвистика»Психолингвистика, наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50-х гг. 19
в. как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики
и традиционной психологии (социальное воздействие при помощи речи, инженерно-психологические задачи,
интенсификация обучения неродному языку и т.п.).
Психолингвистика (иногда называемая также теорией речевой деятельности) рассматривает речь как один из видов
целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности. Основные
направления исследования - модели грамматического порождения высказываний (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, И. А.
Зимняя, Е. М. Верещагин), механизмы восприятия и понимания семантической стороны речи, а также вообще
закономерности семантической организации языковой способности человека (А. А. Брудный, А. П. Клименко и др.);
вероятностная организация восприятия речи (P. М. Фрумкина и др.). Интенсивно разрабатываются проблемы
психологии общения, закономерностей строения цельного и связного текста. Основные области практического
применения - обучение иностранному языку, инженерная и космическая психология, детская речь, проблемы речевого
воздействия (радио, ораторская речь и т.д.).
В зарубежной психолингвистике представлено несколько направлений: а) необихевиористическое, лидером которого в
США является Ч. Осгуд; б) основанное на теории порождающих грамматик Н. Хомского и возглавляемое американским
психологом Дж. Миллером; в) направление, ответвившееся от предыдущего и стремящееся к синтезу достижений -
миллеровской П. и классической европейской психологии - Р. Румметвейт (Норвегия), Дж. Флорес д 'Арке (Италия),
В. Левелт (Нидерланды), Дж. Мортон (Англия). П. интенсивно развивается также в Канаде, ФРГ, Австрии, Японии.
[БСЭ]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |