- Бабская Н. Е. и др. Руководство к практическим занятиям по физиологии животных и человека. М.: МГУ 1975.
- Бабский Е. Б., Глебовский В. Д. и др. Физиология человека / под ред. Косицкого Г. И. М.: Медицина 1985.
- Бабский Е. Б., Зубков А. А. и др. Физиология человека /Под ред. Бабского Е. Б. М.: Медицина 1966.
- Бреже, Мери. Электрическая активность нервной системы. М.: Мир, 1979.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 2, 3. М.: Мир 1993.
- Чепурнова Н. Е., Чепурнов С. А. Экспериментальные задачи по физиологии ЦНС. М.: Наука, 1978.
Похожие книги - М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М.: Академия, 2012. – 384 с.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учеб. дп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 510 с.
- Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин. Основы физиологии человека. Том 2. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009. – 368 с.
- К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселев. Физиология человека. Атлас динамических схем. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
- Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин. Основы физиологии человека. Том 1. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009. – 446 с.
- Под редакцией А.С. Батуева. Малый практикум по физиологии человека и животных. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 348 с.
- М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник. – М.: Academia, 2013. – 384 с.
- Н.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин. Основы физиологии человека. В 2 томах. Том 1. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2014. – 444 с.
- И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. Анатомия и физиология человека. Учебник. – М.: Academia, 2013. – 496 с.
- Н.И. Федюкович. Анатомия и физиология человека. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 512 с.
- В.Б. Брин. Физиология человека в схемах и таблицах. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2016. – 608 с.
- Р.И. Айзман, Н.П. Абаскалова, Н.С. Шуленина. Физиология человека. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 432 с.
- И.Ю. Сергеев, В.А. Дубынин, А.А. Каменский. Физиология человека и животных. В 3 томах. Том 2. Кровь, иммунитет, гормоны, репродукция, кровообращение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 212 с.
- И.Г. Мустафина. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2017. – 388 с.
- Н.И. Федюкович. Анатомия и физиология человека. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 573 с.
- И.Ю. Сергеев, В.А. Дубынин, А.А. Каменский. Физиология человека и животных. В 3 томах. Том 1. Нервная система. Анатомия, физиология, нейрофармакология. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 394 с.
- И.Ю. Сергеев, В.А. Дубынин, А.А. Каменский. Физиология человека и животных. В 3 томах. Том 3. Мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 212 с.
Описание предмета: «Физиология человека»Физиология (от греч. ph?sis = природа и ...логия) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их
отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Физиология изучает также закономерности
взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях.
Классификация. физиология = важнейший раздел биологии; объединяет ряд отдельных, в значительной мере
самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин. Различают общую, частную и прикладную физиологию.
Общая физиология изучает основные физиологические закономерности, общие для различных видов организмов; реакции
живых существ на разные раздражители; процессы возбуждения, торможения и т.п. Электрические явления в живом
организме (биоэлектрические потенциалы) исследует электрофизиология. Физиологические процессы в их
филогенетическом развитии у разных видов беспозвоночных и позвоночных животных рассматривает сравнительная
физиология. Этот раздел физиологии служит основой эволюционной физиологии, которая изучает происхождение и
эволюцию жизненных процессов в связи с общей эволюцией органического мира. С проблемами эволюционной физиологи
неразрывно связаны и вопросы возрастной физиологии, исследующей закономерности становления и развития
физиологических функций организма в процессе онтогенеза = от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. Изучение
эволюции функций тесно соприкасается с проблемами экологической физиологии, исследующей особенности
функционирования разных физиологических систем в зависимости от условий обитания, т. е. физиологической основы
приспособлений (адаптаций) к разнообразным факторам внешней среды. Частная физиология исследует процессы
жизнедеятельности у отдельных групп или видов животных, например у с.-х. животных, птиц, насекомых, а также
свойства отдельных специализированных тканей (например, нервной, мышечной) и органов (например, почек, сердца),
закономерности их объединения в специальные функциональные системы. Прикладная физиология изучает общие и
частные закономерности работы живых организмов и особенно человека в соответствии с их специальными задачами,
например физиология труда, спорта, питания, авиационная физиология, космическая физиология, подводная и т.д.
Физиология подразделяют условно на нормальную и патологическую. Нормальная физиология преимущественно исследует
закономерности работы здорового организма, его взаимодействие со средой, механизмы устойчивости и адаптации
функций к действию разнообразных факторов. Патологическая физиология изучает измененные функции больного
организма, процессы компенсации, адаптации отдельных функций при различных заболеваниях, механизмы
выздоровления и реабилитации. Ветвь патологической физиологии = клиническая физиология, выясняющая
возникновение и течение функциональных отправлений (например, кровообращения, пищеварения, высшей нервной
деятельности) при болезнях животных и человека.
Физиология как раздел биологии тесно связана с морфологическими науками = анатомией, гистологией, цитологией,
т.к. морфологические и физиологические явления взаимообусловлены. Физиология широко использует результаты и
методы физики, химии, а также кибернетики и математики. Закономерности химических и физических процессов в
организме изучаются в тесном контакте с биохимией, биофизикой и бионикой, а эволюционные закономерности = с
эмбриологией. Физиология высшей нервной деятельности связана с этологией, психологией, физиологической
психологией и педагогикой. Наиболее тесно физиология традиционно связана с медициной, использующей её
достижения для распознавания, профилактики и лечения различных заболеваний. Практическая медицина, в свою
очередь, ставит перед физиологией новые задачи исследований. Экспериментальные факты физиологии как базисной
естественной науки широко используются философией для обоснования материалистического мировоззрения.
Прогресс физиологии неразрывно связан с успехами методов исследования. Исследование функций живого организма
базируется как на собственно физиологических методах, так и на методах физики, химии, математики, кибернетики и
др. наук. Такой комплексный подход позволяет изучать физиологические процессы на различных уровнях, в том числе
на клеточном и молекулярном. Основные методы познания природы физиологических процессов, закономерностей работы
живых организмов = наблюдения и эксперимент, проводимый на разных животных и в различных формах. Однако всякий
эксперимент, поставленный на животном в искусственных условиях, не имеет абсолютного значения, а результаты его
не могут быть безоговорочно перенесены на человека и животных, находящихся в естественных условиях.
[Физиология человека, под ред. Бабского Е. Б., 2 изд., М., 1972.]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |