Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

ВЫПУСК № 43 "Как лучше построить защитную речь и выступление на защите заключительной квалификационной работы?"

Сегодня в нашей рассылке:
1. Новые статьи:
Как лучше построить защитную речь и выступление на защите заключительной квалификационной работы? - статья номера
Пример защитной речи
Рынок труда и спрос на профессии
2. Полезные ссылки - подборка ссылок на электронные библиотеки, где можно найти оригинальную литературу на английском языке, от Марии Степановой
3. Вопросы и ответы

Здравствуйте, дорогие подписчики!

Мы продолжаем собирать заявки на подборки ссылок по конкретным предметам.

Также мы продолжаем отвечать на ваши вопросы, касающиеся написания и оформления рефератов, курсовых, дипломных и других видов студенческих научных работ.

В рамках рубрики "Вопросы и ответы" вы можете задать любые вопросы, касающиеся работы в текстовом редакторе MS Word и правил оформления научных студенческих работ.

Мы будем рады публиковать ваши воспоминания, интересные рассказы и истории, примеры из вашей студенческой жизни. Если вам есть чем поделиться с другими подписчиками рассылки - присылайте нам свои рассказы и истории.

Не забывайте о том, что именно ваши предложения определяют содержание каждого выпуска нашей рассылки.

А теперь то, что мы для вас приготовили.

1.Новые статьи

Источник: http://studentochka.ru

Как лучше построить защитную речь и выступление на защите заключительной квалификационной работы?

В наших статьях неоднократно говорилось о важности грамотного написания квалификационных работ. Однако Важно не только подойти серьезно к выполнению работы, но и правильно организовать защиту дипломной работы.
В идеале от Вас требуется детально разбираться в проблеме исследования Вашей работы, уметь оперировать достаточно широким объемом знаний, изложить концепцию представленной для защиты дипломной работы.

Не смотря на столь пугающие перспективы оказаться не подготовленным к защите – это не столь сложно и при правильном подходе к проблеме весьма просто реализуемое.

Данная статья должна помочь студенту благополучно защитить свою квалификационную работу.

Итак, вы уже прошли этапы написания и подготовки Вашей работы. Перед Вами лежит проверенная преподавателем, допущенная к защите дипломная работа со всеми необходимыми бумагами: рецензией, отзывом, аннотацией (! Смотрите внимательнее указания кафедры по этому поводу. Проконсультируйтесь с методистами. Оформление работы принципиально важно для её благополучной защиты). Самые сложные этапы: этапы подготовки работы и решения вопроса о полноте и качественности изложенного материала (работы с научным руководителем) – Вы уже прошли. Теперь дело предстоит за малым, но не менее ответственным.

Ответственный подход к составлению грамотно построенной защитной речи – гарантия успешной защиты дипломной работы.

Первое, что требуется от студента: пару раз внимательно прочитать диплом (речь идет в первую очередь о студентах, не имеющих возможность из-за занятости самим подготовить диплом, т.е. фактически не знающих диплом). Конечно, никто лучше автора работы не составит защитную речь. Возможно, у Вас уже есть речь для защиты работы, если нет, то ниже предлагаемая схема позволит грамотно построить защиту. Однако, если защитную речь уже составлять не надо, всё равно взгляните на предлагаемую схему возможно, стоит что-то поправить?

Обычно система подготовки защитной речи к диплому такая:

1. Обращение (я обычно пишу "Уважаемые Председатель и члены комиссии"), вашему вниманию представлена работа на тему (посвященная проблеме, охватывающая вопросы и т.д. и т.п.)

2. актуальность

3. объект исследования

4. предмет

5. цель

6. задачи

7. основы написания работы (какие труды использовались, нормативно-правовая основа (если это актуально))

8. разработанность проблемы

9. методы, используемые при раскрытии темы работы (проблемы исследования; вопросов работы; используемые для решения поставленных перед работой задач и т.д.)

10. краткое содержание работы и выводы я обычно укладываю в заключение, а потом, при необходимости, распределяю в порядке построения глав дипломной работы.

Допустим так:

Данная работа имеет традиционную структуру и включает в себя: введение, три главы основной части, заключение, список использованной литературы.

В первой главе проанализированы следующие проблемы... В соответствии с изложенным можно сделать следующие выводы (из заключения соответствующие выводы)

Глава вторая раскрывает вопросы:...... Выводы по второй главе.

11. Обычно формулирую проблемы требующие решения (тенденции развития законодательства - специфика юридических работ) - как правило, такие проблемы пытаюсь сформулировать в заключении.

Если введение и заключение были грамотно построены, то можно скомпоновать введение и заключение и при этом получить качественную защитную речь - естественно придется кое-что изменить и перестроить. Но как таковых умственных усилий не потребуется.

Защитную речь, для Вашей же пользы, надо либо понять и уметь все изложить своими словами, либо "вызубрить" (у кого что получается лучше). Имейте в виду, что комиссия имеет право в любой момент прервать Вас, задав сопутствующий вопрос: это бывает не часто, однако допустимо. Вы не должны теряться при таком стечении событий, будьте готовы.

Теперь о том, что касается объема защитной речи. Я, при подготовке защитной речи, на объем не ориентируюсь, я ориентируюсь на то, как раскрывается вся работа и, конечно, как можно более сжатые формулировки материала. Ориентируюсь примерно на свой темп разговорной речи на 10-15 минут (получается примерно 6-8 страниц).

Хорошей возможностью "не попасть впросак" перед квалификационной комиссией является предзащита. Иногда, к сожалению, данный этап сокращается донельзя или не проводится вообще – у нас в Университете было именно так. Преподаватель (так называемый научный руководитель) одобрил возможность защиты дипломной работы, разрешив поставить в учебной части печать о том, что моя работа допущена к защите).

Рекомендуется проводить предзащиту дипломного исследования за 1-1,5 месяца до защиты. Предзащита чаще всего проходит на выпускающей кафедре. Автор должен хорошо ориентироваться в теоретическом и практическом материале избранной темы, и аргументировано ответить на вопросы присутствующих преподавателей и студентов. На основании предзащиты и заявления научного руководителя список студентов, не прошедших предзащиту, также оформляется протоколом кафедры и представляется в деканат.

Итак, Вы перед ответственным моментом защиты работы. Допустимо во время защиты иметь перед глазами:

1. Свою защитную речь (но! Не красиво постоянно к ней обращаться, Вы должны показать знание работы! Защитная речь нужна для того, чтобы "не потеряться" в минуты волнения и не потерять ход мысли).

2. Черновой вариант своей работы (опять подчеркиваю, что Вы должны её знать, чтобы не получилось долгого искания каких либо статистических данных, вычислений, выводов по работе. Вы можете обращаться к работе, это допустимо. При таких условиях оперирование материалами работы – громадный плюс).

Обычно защита проводится либо когда отвечающий стоит "на ковре" перед комиссией, или же, что мне больше нравится, сидит напротив комиссии. Не забывайте про внешний вид ("встречают по одежке").

Защита дипломной работы проходит на заседании Государственной аттестационной комиссии, члены которой утверждаются приказом ректора.

Организационные вопросы

В государственную аттестационную комиссию представляются:

1. текст дипломной работы;

2. текст отзыва научного руководителя;

3. текст рецензии с подписью рецензента, заверенной отделом кадров предприятия или учреждения, в котором он работает.

Защита дипломной работы проходит публично, носит характер научной дискуссии. Процедура защиты начинается с объявления председателя ГАКа о защите дипломной работы, указывается ее название, фамилия, имя, отчество автора и сообщается наличие необходимых документов.

Затем слово предоставляется автору работы для сообщения основных результатов дипломного исследования. Для доклада автору отводится 9-12 минут, поэтому в докладе следует выделить основные положения и результаты исследования. Выступление должно быть построено на основе заранее подготовленных тезисов или полного текста выступления, содержание которого обсуждено с научным руководителем. В структурном соотношении выступление можно разделить на три части. Первая часть в сокращенном виде представляет введение работы - отмечается актуальность избранной темы, дается описание проблемы, формулировка целей и задач исследования, определяются объект и предмет исследования, а также методы, с помощью которых получен фактический материал, характеристика общей структуры работы. Во второй части характеризуется каждый раздел работы, при этом особое внимание уделяется результатам самостоятельного исследования. Третья часть выступления строится по тексту заключения. Автор представляет выводы и те практические рекомендации, которые содержатся в его работе.

Таким образом, если Вы основательно подошли к подготовке вступительной речи – до этих пор "проколов" быть не должно на 100%.

После выступления автора зачитываются отзыв и рецензия (или слово предоставляется научному руководителю и рецензенту), студенту предоставляется слово для ответа на замечания и пожелания рецензента и научного руководителя.

Затем начинается научная дискуссия, в которой имеют право участвовать все присутствующие на защите. В устной форме автору могут быть заданы вопросы, не выходящие за рамки проблемы исследования. Ответы на заданные вопросы должны быть четкими, логичными, аргументированными.

На закрытом заседании члена ГАКа подводят итоги защиты и принимают решение об ее оценке. Решение принимается простым большинством членов комиссии, при равном числе голосов голос председателя является решающим. Председатель ГАКа объявляет оценку по итогам защиты всем присутствующим и закрывает заседание.

С пожеланиями успешной защиты,
Юлия Воробьева

Источник: http://studentochka.ru

Пример защитной речи

Защитная речь к дипломной работе по теме: "Проблемы возмещения морального вреда"

Уважаемые председатель и члены комиссии, представленная Вашему вниманию работа посвящена возмещению морального вреда.

Данные вопросы приобретают большую актуальность, если обратить внимание на те факты, что история института морального вреда насчитывает чуть более десяти лет, а новые процессуальные основы приняты совсем недавно (ГПК РФ).

Российское законодательство компенсацией за нанесенный моральный вред, принципиально новым правовым институтом, пополнилось лишь с начала 90-х годов. И если в начале 90-х институт компенсации морального вреда в нашей стране представлял собой слабоизученный "феномен" и регулировался лишь отдельными нормативными актами, то в настоящее время вопросы компенсации морального вреда, в частности, регулируются нормами Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законами РФ "О средствах массовой информации", "О статусе военнослужащих", Законом о защите прав потребителей и др.

Данный правовой институт оказался востребованным обществом. Он логично вписался в правовую модель, закрепленную в Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека являются высшей ценностью. В настоящее время, институт компенсации морального вреда в Российском праве порождает многочисленные проблемы теоретического и правоприменительного характера. Так, до сих пор в практике российских судов отсутствует единый подход к определению размера компенсации.

Этот способ защиты состоит в возложении на нарушителя обязанности по выплате потерпевшему денежной компенсации за физические или нравственные страдания, которые тот испытывает в связи с нарушением его прав.

Объектом исследование является российское законодательство, регулирующее вопросы возмещения морального вреда.

Предметом исследования являются правоотношения по компенсации морального вреда.

Цель представленной дипломной работы – исследовать проблематику компенсации морального вреда в современной России.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

- рассмотрено становление института компенсации морального вреда в российском праве;

- проанализировано развитие института компенсации морального вреда в законодательстве зарубежных стран, выявлены тенденции развития;

- исследованы общие положения о компенсации морального вреда по действующему законодательству России, в частности, проведено соотношение морального вреда с другими видами вреда в Российском праве;

- рассмотрены основания возникновения права на компенсацию, а также объекты правовой защиты;

- исследована проблематика компенсации морального вреда в российском гражданском праве и практике;

- выявлены проблемы отдельных видов компенсации морального вреда;

- проанализированы вопросы применения исковой давности к компенсации морального вреда.

Работа построена на анализе действующего законодательства. Теоретические положения озвучиваются примерами из практики.

Исследование проводится на основе трудов Беляковского А.М., Братуся С.Н., Малеина Н.С., Тархова В.А., Ярошенко К.Б., Эрдлевский А.М. и др.

Структура данной работы весьма традиционна и включает в себя введение, три главы основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Первая глава посвящена историческому аспекту проблемы, рассматривается становление института компенсации морального вреда в законодательстве зарубежных стран России. Рассматриваются проблемы, возникающие в тот или иной период развития законодательства. На основе сравнительного анализа эволюции российского законодательства и законодательства зарубежных стран рассмотрены схожие черты и отличия в становлении института морального вреда и его компенсации.

При освещении вопросов, связанных с категорией морального вреда, приведено множество взглядов и мнений, определяющих понятие морального вреда и места компенсации морального вреда в системе форм защиты прав граждан.

Глава вторая посвящена основным понятиям о компенсации морального вреда по действующему законодательству, в частности, определен круг лиц, которые могут претендовать на возмещении морального вреда, основания и условия компенсации морального вреда, установленные законодательством, названы основные проблемы определения размера компенсации морального вреда.

Актуальны вопросы, связанные с процессуальными вопросами компенсации морального вреда.

Так, освещены вопросы и проблемы определения подведомственности и подсудности требований о компенсации морального вреда. При этом был приведен сравнительный анализ положений ранее действующего уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права с нормами действующего законодательства.

Сказано об особенностях производства по делам о возмещении морального вреда. Особенное внимание уделено особенностям доказывания по делам о возмещении морального вреда.

Наряду с общими требованиями, которые предъявляются к судебным решениям, к содержанию решения суда по делам о компенсации морального вреда предъявляются особые требования: так, суд должен обосновать определение размера компенсации, что иногда сопряжено с некоторыми трудностями.

Рассмотрев и проанализировав принципиальные положения института компенсации морального вреда в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.

Во-первых, данный правовой институт имеет важное значение для защиты, прежде всего, таких прав и благ, которые носят личный не имущественный характер. Под личными неимущественными благами (в том числе и правами) следует понимать лишенные имущественного содержания блага, неразрывно связанные с их обладателем - человеком. Эти права и блага указаны в Конституции РФ и ст. 150 ГК РФ: жизнь и здоровье, честь и доброе имя, достоинство и деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и другие аналогичные нрава и блага. Общие признаки этих прав и благ - они не имеют имущественного содержания, принадлежат человеку от рождения (например, здоровье) или в силу закона (например, право авторства), неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Следует иметь в виду, что приведенный перечень нематериальных благ - не исчерпывающий, и причинение морального вреда в связи с нарушением других нематериальных благ также не порождает право на компенсацию морального вреда. При нарушении других субъективных гражданских прав возможность компенсации морального вреда должна быть прямо указанна в законе. Таким образом, закон ограничивает круг случаев, в которых моральный вред подлежит возмещению. Хотя очевидно, что при нарушении имущественных прав у человека почти всегда могут возникать нравственные или физические страдания.

Во-вторых, можно выделить следующие основания компенсации морального вреда:

- наличие вины причинителя вреда (исключение составляют случаи, прямо предусмотренные в законе, в частности в ст. 1100 ГК РФ);

- подтверждение факта причинения потерпевшему нравственных или физических страданий;

- соблюдение сроков предъявления требования и сроков действия соответствующих законодательных актов. Что касается сроков исковой давности, то в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, на требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется. Однако анализ соответствующих норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о применении исковой давности к указанным требованиям. Действующий закон предусматривает единственную форму, в которой суд может взыскать компенсацию с причинителя вреда - денежную (по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995г.).

В-третьих, один из наиболее злободневных вопросов, связанных с компенсацией морального вреда, - это вопрос о размере компенсации. До тех пор, пока суд не определит размер компенсации, этого размера не существует, поскольку законодатель не установил какого-либо денежного эквивалента "единицы страданий", оставив решение вопроса о размере компенсации на усмотрение суда. Законодатель указал некоторые качественные критерии, которые суд обязан учитывать при определении размера компенсации: характер и степень нравственных и физических страданий; степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием ответственности за причинение вреда; фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред и иные, заслуживающие внимания обстоятельства; индивидуальные особенности потерпевшего; требования разумности и справедливости. Безусловно, эти критерии могли бы помочь суду определить размер компенсации, если бы был задан некий средний ее уровень, своего рода "отправная точка", придерживаясь который суд мог бы определять окончательный размер компенсации в конкретном деле. Определенную ценность, как в теоретическом, так и в практическом плане, представляет разработанная А. М. Эрделевским методика определения размера компенсации морального вреда. Поскольку потерпевший, предъявляя иск о компенсации морального вреда, вправе выразить в исковом заявлении свое мнение о следуемом ему размере компенсации, этой методикой вполне можно воспользоваться при составлении искового заявления.

В-четвертых, Пленум Верховного суда склоняется к тому, что моральный вред может быть причинен и юридическому лицу в случаях распространения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, и этот моральный вред подлежит возмещению. Однако следует согласиться с мнением большинства авторов о том, что моральный вред юридическому лицу, исходя из самой категории морального вреда как причинение физических и нравственных страданий, причинен быть не может. Полагаю, что в законе необходимо предусмотреть возможность возмещения вреда, причиненного деловой репутации юридических лиц. Но данный вред не следует считать компенсацией морального вреда.

Анализ соответствующих статей ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что в определенных случаях и при определенных условиях возможен переход и зачет требования о компенсации морального вреда.

Наконец следует отметить, что достаточно много проблем по поводу компенсации морального вреда возникает в уголовно-процессуальной сфере в связи с тем, что в УПК вообще отсутствуют нормы, регулирующие эти вопросы. Между уголовно-процессуальным и гражданским законодательством наблюдаются существенные противоречия по вопросам возмещения морального вреда незаконно привлеченным к уголовной ответственности. Эти противоречия требуют скорейшего разрешения.

Итак, следует признать, что институт возмещения (компенсации) морального вреда требует своего дальнейшего совершенствования. Необходимо более конкретно закрепить правила определения размера компенсации морального вреда, решить вопрос о компенсации неимущественного вреда юридическим лицам, выработать механизм компенсации в уголовно-процессуальной сфере, четко определить круг третьих лиц, имеющих право на компенсацию, а также в специальных законах, предусматривающих компенсацию морального вреда, на мой взгляд, следует отразить специфику этой компенсации применительно к характеру регулируемых отношений.

Юлия Воробьева

Источник: http://www.eed.ru/economic/ec_1.html

Рынок труда и спрос на профессии

Динамика потребности экономики в профессиях и навыках проявляется в изменениях профессионально–квалификационной структуры рабочей силы. Такие изменения являются своего рода сигналом системе образования. От скорости и качества «реакции» образовательной системы на получаемые импульсы во многом зависит эффективность функционирования рынка труда. В свою очередь, структура занятости в разрезе отдельных профессиональных групп формируется под воздействием многих факторов, действующих как со стороны спроса на рабочую силу, так и со стороны ее предложения. Среди этих факторов следует выделить уровень экономического развития, фазу цикла, особенности технико–технологической базы экономики, развитость системы образования, динамику потребления и даже образ жизни населения.

Статистическим источником информации для анализа профессионально — квалификационной и отраслевой структуры являются выборочные обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ), которые регулярно проводятся Госкомстатом РФ с 1992 г. Выборка обследования включает не только работников крупных и средних предприятий, но и занятых на малых предприятиях, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, что позволяет получить более полную картину профессиональных сдвигов.

Отраслевая структура и спрос на профессии

На протяжении всего пореформенного периода в спросе на труд происходили существенные сдвиги, которые привели, в том числе, к значительным изменениям в отраслевой структуре занятости.

В результате различной динамики занятости в основных сферах экономики — материальном производстве и сфере услуг, последняя превратилась в крупнейшего работодателя. Если зафиксировать структуру отраслевой занятости в двух точках в 1992 и 2002 гг., то можно констатировать увеличение доли сферы услуг примерно с 45% до примерно 60%.

Структурный сдвиг имеет важное значение для формирования спроса на труд по отдельным профессиональным группам, так как в сфере услуг значительно выше доля квалифицированного труда и иная структура используемых профессий.

За период с 1992 года доля занятости в промышленности снизилась с 31.2 до 25.2%, а абсолютные потери рабочих мест в этой отрасли составили 5.5 млн. Сокращение занятости в промышленности в кризисный период могло быть гораздо более значительным, если бы не специфические особенности функционирования российского рынка труда, в результате которых снижение спроса на рабочую силу происходило не столько в форме прямых увольнений, сколько в виде сокращения рабочего времени и невыплат заработной платы. Подобная практика, хотя и несколько смягчала социальные последствия экономической трансформации, привела к тому, что на предприятиях накапливались «излишки» рабочей силы, которые не могли быть рационально задействованы в производственном процессе.

За период 1999–2003 г. промышленное производство значительно выросло, тогда как занятость в этой сфере практически не растет.  Низкая эластичность занятости в промышленности свидетельствует о том, что основной рост промышленного производства в послекризисный период был достигнут за счет повышения производительности труда.Опыт промышленно развитых стран подтверждает тот факт, что при условии достижения высокого уровня производительности труда промышленность может выполнять свои экономические функции при относительно небольшом числе занятых. По странам ОЭСР в целом доля промышленной занятости в настоящее время составляет 20%, а для 6-ти наиболее развитых стран этот показатель не превышает 18%.

С точки зрения квалификации кадров наибольшие потери в численности работающих понесли отрасли российской промышленности, которые занимают «крайние» позиции по доле использования квалифицированного труда. Более чем в 3 раза снизилась занятость в легкой промышленности, где масштабы использования малоквалифицированного труда особенно высоки. С другой стороны, более половины своей численности потеряло машиностроение, в котором доля квалифицированного труда выше, чем в среднем по промышленности. Востребованность углеводородного сырья на мировых рынках позволила топливным отраслям существенно увеличить объемы производства и численность работающих. Доля ТЭК (топливной промышленности и электро-энергетики) в занятости в промышленности к 2002 г. достигла 15%. В последней группе отраслей структура занятости отклоняется от среднего показателя в сторону более высокой доли квалифицированного труда.

Несмотря на то, что за годы реформ в российской промышленности не произошло каких-либо кардинальных изменений в пользу высокотехнологичных производств, тенденция к увеличению спроса на более квалифицированный труд в этой отрасли просматривается достаточно отчетливо.

В сфере услуг наиболее быстрыми темпами росли отрасли, непосредственно формирующие рыночную инфраструктуру. Численность работающих в финансах и кредите росла в среднем за пореформенный период на 8.0% в год, в операциях с недвижимостью — на 26.9% (последняя цифра относится к периоду с 1997 по 2002 г., когда эта отрасль стала выделяться статистикой). Высокие, хотя и очень неровные темпы роста продемонстрировали торговля и общественное питание (в среднем 3.4% за весь период, в том числе 5.3% в 1997-2002 гг.). В целом за период занятость в торговле возросла более чем на треть.

Мы можем констатировать увеличение занятых в распределительных (торговля, транспорт) и деловых услугах (финансовые услуги, кредит, страхование, операции с недвижимым имуществом, информационно-вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, наука).

Однако изменения, которые произошли в сфере услуг на протяжении трансформационного периода, не смогли изменить принципиальной особенности этой сферы — чрезвычайно высокой доли социальных услуг – образования, здравоохранения, государственного управления.

Таким образом, структура занятости в секторе услуг по-прежнему существенным образом отличается от той, которая сложилась в странах с развитой рыночной экономикой. Эти отличия особенно заметны в доле деловых услуг, которые во всем мире развиваются опережающими темпами. В России в 2002 г. в этой отрасли было занято всего 5.2% от всех работающих в экономике, что в два раза меньше среднего показателя по странам ОЭСР (11%).

Профессиональные группы

Тенденции профессионально–квалификационной структуры российской рабочей силы, как они сложились в пореформенный период, можно представить в виде нескольких срезов.

Наиболее обобщенным показателем является соотношение численности занятых умственным и физическим трудом (или, иными словами, между «белыми» и «синими» воротничками). На протяжении всего периода действовала тенденция к увеличению удельного веса занятых преимущественно умственным трудом, к которым в 2002 г. относились 52% всех занятых. В фазе кризиса возрастание доли «беловоротничковых» профессий определялось не ростом спроса на эти категории занятых, а более сглаженными темпами их сокращения по сравнению с «синими» воротничками. Динамика численности представителей умственного труда в отличие от рабочих профессий продемонстрировала более слабую зависимость от спада экономической активности.

Ранжирование представителей «беловоротничковых» профессий по темпам занятости показывает, что наиболее быстрорастущими профессиональными группами являются работники сферы обслуживания, представленные преимущественно продавцами, специалисты высшего уровня квалификации, специалисты со средним уровнем квалификации и, наконец, замыкают этот список работники по подготовке информации и оформлению документов.

При рассмотрении структуры «белых» воротничков обращает на себя внимание тот факт, что специалисты высшего и среднего уровня квалификации имеют примерно одинаковую долю в занятости (15.6–15.7% в 2002 г.), а удельный вес служащих, занятых подготовкой информации составляет всего 3.3%. Во многих странах с развитой рыночной экономикой наблюдается иная картина: доля работников со средним специальным образованием превышает долю специалистов высшего уровня квалификации, а конторские работники составляют значительный отряд занятых.

Можно предложить по крайней мере два объяснения сложившегося распределения занятости между этими тремя профессиональными группами. Первое, в российской экономике сохраняется нерациональное использование квалифицированного труда, когда высококвалифицированные специалисты продолжают, как это было в условиях социалистической экономики, выполнять на своих рабочих местах множество вспомогательных функций, которые при иной организации труда можно было бы переложить на менее квалифицированных работников. И второе объяснение связано с тем, что определенная часть работников, занятых обработкой информации, а также работников среднего уровня квалификации занимают по штатному расписанию более высокие должности (например, инженеров), чем это требуется для выполнения из производственных функций.

Важнейшей характеристикой изменения профессионально–квалификационной структуры российской рабочей силы стало сокращение спроса на представителей физического труда. Однако внутри сегмента рабочих профессий происходили существенные сдвиги, свидетельствующие о росте доли рабочей силы с более высокими профессиональными характеристиками. В 1997–2002 гг. темпы роста занятости квалифицированных рабочих составили 2.2%, значительно более медленно (на 1%) увеличилась численность рабочих средней квалификации. В то же время спрос на неквалифицированных рабочих упал абсолютно, снижаясь ежегодно на 2.4%. В результате доля квалифицированных рабочих в общей численности «синих» воротничков возросла с 39% в 1997 г. до 46% в 2002 г. В основе роста доли рабочих высокой квалификации лежит несколько причин. С одной стороны, это начавшийся процесс технической модернизации производства, идущий особенно интенсивно в экспортных отраслях, а также на предприятиях с участием иностранного капитала. Вторая причина заключается, видимо, в том, что политика в отношении персонала, проводившаяся на первом этапе рыночных преобразований, привела к тому, что к середине 1990–х годов на промышленных предприятиях сконцентрировалась рабочая сила с низкими профессионально–квалификационными характеристиками, тогда как рабочие более высокой квалификации, переходили в растущие сектора экономики, параллельно меняя профессию. В настоящее время предприятия, прежде всего бывшие государственные, пытаются исправить образовавшийся перекос в структуре работающих, стремясь привлекать более квалифицированные кадры, однако зачастую они сталкиваются с жесткой ценовой конкуренцией. Повышенный спрос на рабочих высокой квалификации предъявляют также многие отрасли сферы услуг, в частности, связь и транспорт.

В то же время в большинстве стран с развитой и переходной экономикой доля представителей рабочих профессий в общей занятости значительно ниже — в пределах 33–40%. При этом более половины — это квалифицированные рабочие, в то время как в России их доля среди «синих» воротничков составляет чуть более 40%.

Третий срез анализа профессиональной структуры позволяет выделить профессии, спрос на которые был особенно высоким. Основной вывод, который можно сделать из ранжирования профессий по темпам роста: наиболее быстро рос спрос на профессии умственного труда, в первую очередь на «сквозные» профессии, носители которых могут работать в различных отраслях.

На протяжении всего периода реформ, в том числе в годы кризиса, стабильно увеличивалась занятость среди бухгалтеров, юристов, экономистов, маркетологов, социологов. В 2002 г. численность этой профессиональной группы более чем на 40% превышала уровень 1997 г. В число 10–ти профессиональных групп — лидеров по темпам роста занятости — входят также такие «беловоротничковые» профессии, как продавцы, работники сферы индивидуальных услуг, средний персонал в области финансово–экономической, административной и социальной деятельности, специалисты среднего уровня квалификации и физических и инженерных направлений, служащие, занятые подготовкой информации. 100–процентный рост занятости зафиксирован у рабочих, занятых на рекламно–оформительских работах.

Среди рабочих профессий повышенным спросом пользовались рабочие, занятые преимущественно в отраслях пищевой промышленности, а также операторы и аппаратчики промышленных установок.

Подытоживая, можно отметить, что на протяжении всего пореформенного периода определяющей была тенденция к повышению спроса на более квалифицированные группы занятых. В то же время в экономике по–прежнему существует большой массив неквалифицированного труда, который в ближайшем будущем может стать значимым ограничителем экономического роста.

В заключение хотелось бы кратко остановиться на двух вопросах

Первый касается соотношения межотраслевых и внутриотраслевых сдвигов в формировании спроса на отдельные профессионально-квалификационные группы. Использование метода декомпозиции позволяет установить, что в современной российской экономике основным фактором структурных изменений в занятости являются внутриотраслевые сдвиги, в то время как межотраслевые сдвиги играют подчиненную роль. Динамика занятости специалистов высшего и среднего уровня квалификации, а также квалифицированных рабочих преимущественно зависит от внутриотраслевых сдвигов. Приоритет внутриотраслевых сдвигов при формировании квалификационной структуры российской рабочей силы вписывается в тенденцию, характерную для стран с рыночной экономикой. Так, в США рост занятости квалифицированной рабочей силы (выпускников университетов и колледжей) на 90% определяется внутриотраслевыми изменениями.

Вторая проблема касается институциональной структуры рынка труда как фактора, влияющего на обмен сигналами между сферой экономики и сферой образования. Излишне зарегулированный рынок труда, а в России даже принятие нового Трудового кодекса не сделало институты рынка труда более гибкими, повышает издержки работодателей на найм выпускников, дезориентирует систему профессионального образования.

Система образования, получая множественные сигналы о наличии потребности рынка труда в определенных профессиях, пытается адаптировать величину и структуру своего выпуска в соответствии с этими сигналами. Однако выпускаемые специалисты зачастую не могут найти постоянную работу по своей профессии вследствие того, что для работодателей издержки их найма чрезмерно велики. Помимо заработной платы работодателям приходится выплачивать чрезвычайно высокие налоги на заработную плату, осуществлять затраты на скрининг потенциальных кандидатов, а при увольнении работника также нести существенные расходы. В таком случае декларация потребности (в виде объявления вакансий) может не реализоваться в создании реальных рабочих мест и соответствующем найме на работу.

Ярослав Кузьминов
Журнал «Экономика и образование сегодня»
http://www.eed.ru/economic/ec_1.html

2. Полезные ссылки

Замечательная электронная библиотека:
очень много различной литературы, и художественной, и философской
http://www.gutenberg.net/catalog/
Очень хорошая библиотека:
оригинальная литература на английском языке
http://univer.by.ru/bibl/yazik.html
Хорошая "англоязычная" библиотека
http://www.thefreelibrary.com/
Классическая литература
на английском языке
http://english.inrussia.org/lib/

3. Вопросы и ответы

Вопрос: Как в WORD/ХР настраивается автооглавление?
Ответ:

Добавлять автооглавление так: Вставка - Ссылка - Оглавление и указатели - выбираете параметры оглавления.

Далее нужно снять флажок на "CTRL+ щелчок для выбора гиперссылки". Это делается так: меню Сервис - Параметры - вкладка ПРАВКА - снимаете флажок.

Еще полезно при создании автооглавления убрать в меню галку с "гиперссылки вместо номеров страниц".

Выбирается стиль оглавления в: Формат - "Стили и..." - Оглавление 1, Оглавление 2 и так далее, соответствуют Заголовку 1, 2 и т.п. Только предварительно вышеупомянутую галку надо убрать, а то будет всё стилем "гиперссылка".

Обновлять автооглавление можно через правую кнопку мыши: "Обновить поле".

Можно вынести на панель инструментов панельку "Структура" - на ней есть кнопочки "Обновить оглавление" и "Вернуться к оглавлению". Это делается так: меню Вид - Панели инструментов - ставим галочку на "Структура"; или так: "Параметры панели инструментов" - "Добавить или удалить кнопки".

Самый простой способ добавить новые панельки на панель управления - это кликнуть на свободное место панели управления правой кнопкой мыши - появится структура панели управления, на которой можно выбрать необходимые панельки.

Вопрос: На некоторых сайтах в закрытых каталогах прочитать текст можно, а скопировать - нет. Можно ли как-то извернуться и сохранить этот материал?
Ответ:

Есть, как минимум, три способа:

1. В интернет-эксплорере в пункте "Правка" - "Показать исходный код страницы" или "исходный текст".

2. Сохранить исходный хтмл, потом его же открыть в ворде.

3. Сразу сохранить как документ ворд.

Попробуйте все варианты - какой-нибудь должен сработать.

Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.

До встречи через неделю!

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Крестьянова Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12, +7 926 206-99-13
с 9 до 21 ч. по Москве.
Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12, +7 926 206-99-13
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 120 р./стр.
Курсовая от 150 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Алексей, 21.03
Отличная курсовая !Всё выполненно в срок и по высшему качеству !


Букинистика: редкие книги!