Рефераты, курсовые и дипломы на заказ без предоплаты.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу.  рефераты, курсовые, дипломы на заказ без предоплаты в кратчайшие сроки  скидки и гарантии
Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ. Антиплагиат. Скидки
Прайс-лист Готовые работы Бесплатные материалы
ЗАКАЗАТЬ Специальности Банк рефератов
Консультации Статьи Подбор литературы
Готовые рефераты, курсовые и дипломы без предоплаты. Антиплагиат.
ЭКСПРЕСС - ЗАКАЗ:  для тех, кто экономит время и деньги при оформлении реферата,  курсовой, диплома на заказ

Раздел: Как написать отличную работу

Как написать эссе

Итак, школа давно позади, институт предъявляет совсем другие требования, пишутся сложные курсовики и объемные рефераты, и тут вдруг как снег на голову сваливается на нас элементарное сочинение, названное красивым словом "эссе". Вроде бы и привычка есть к такому виду деятельности, наработанная долгими школьными годами, и объем требуется небольшой - 4-5, редко 10 страниц, но почему-то очень часто именно эссе вызывает у студентов наибольшее затруднение.

Во-первых, виной тому непременное требование оригинальности текста. В курсовике и реферате никто не запрещает компилировать большие куски авторских работ, лишь бы ссылки были аккуратно расставлены. А эссе - продукт сугубо вашего творчества, эксклюзив.

Во-вторых, преподаватель, формулируя тему эссе, может проявить не меньше творчества, и предложить в качестве темы, например, цитату, содержащую довольно абстрактное высказывание. Как вам такая тема: "Политика есть мощное, медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером" (Макс Вебер) или "Власть следует отличать от принуждения какому-либо конкретному действию. У того, кто подвергается принуждению, возможность выбора сводится к нулю" /Никлс Люман/

Или вообще может тему не формулировать, предложив это сделать самому студенту, однако указав проблематику и жесткие требования к построению работы.

Иногда тема может быть слишком широкой. Попробуй изложи на 4 страницах "Художественное своеобразие произведений Диккенса", когда об этом написаны горы книг, а тебе все же хочется, чтобы работа была интересной, неизбитой и раскрывающей тему. Но именно эти работы наиболее приближены к школьным сочинениям. Зачастую это просто способ проверить - читал ли студент заданное произведение. Как пример можно привести эссе по книге Фрома "Искусство любить".

Но чаще всего, цель, преследуемая преподавателем - заставить студента продемонстрировать собственные способности мыслить и излагать эти мысли.

А вот с этим бывает туго.

Попробую дать несколько советов, не претендующих на новизну и оригинальность.

Во-первых, как это ни банально звучит, не стоит откладывать написание на последний день, надеясь, что уж пять страниц-то набить - полчаса работы. Никто от вас не требует, чтобы вы срочно садились за книги, но хотя бы несколько минут в день, в метро или под душем можно уделить мыслям - о чем, собственно, эссе должно быть. И тогда, когда случится время "Ч" и вы сядете перед чистым листом Ворда (или пустым окошком поисковика в яндексе), будет хотя бы понятно, о чем материал подбирать будем.

Во-вторых, хотя эссе исключает плагиат, без материалов по теме не обойтись. Поэтому набираем материал. Побольше, поразнообразней… Источники - аккуратненько в список литературы… Читаем или просто просматриваем - смотря сколько времени есть в наличие. Если сроки еще не поджимают, хорошо бы этим заниматься несколько дней подряд, по чуть - чуть, хотя бы в рекламную телевизионную паузу, а уж если пять утренних чашек кофе будет посвящено изучению набранной горы материала, то, пожалуй, в голове все должно хорошо разложиться по полочкам.

В-третьих, хорошо бы эту тему с кем-нибудь пообсуждать. С преподавателем было бы совсем замечательно. Мало того, что он вам что-то дельное предложит и прольет свет на собственное видение вопроса, вы еще и продемонстрируете собственную интенсивную работу мысли. Но если преподаватель недоступен, вполне подойдет ваша собственная бабушка. Конечно, не стоит ожидать от нее конструктивных замечаний (хотя кто знает, бабушки бывают разные), но два зайца убиваются - и свои мысли по полкам разложите, и внучачий долг общения выполните.

В-четвертых, неплохо было бы изучить повадки своей музы. Вдохновение - штука довольно капризная. Например, я к своему отношусь трепетно, кормлю его шоколадками если затребует и вскакиваю среди ночи, если ему приспичило изложить мне свои мысли именно сейчас. Шутки-шутками, но доля правды там все же есть.

Итак, мыслей полна голова, муза дышит в затылок, пора приступать к собственно написанию.

По поводу структуры эссе мне недавно попались указания одного преподавателя, поскольку они были предложены широкому кругу студентов, приведу их и здесь:

"Эссе представляет собой постановку небольшой, конкретной проблемы, которая обычно является заголовком, и последующее её раскрытие самим студентом. Эссе отвечает на вопрос "Почему?", но не на описательные вопросы "Как?", "Какой?", "О чём?" или требующие ответа "Да" или "Нет". Иначе, эссе является открытым письмом условному другу, задавшему вопрос "Почему?". В ответе должно содержаться не менее трех / я считаю, во-первых,… во-вторых,… в третьих…/ В конце работы делается вывод, можно прогноз, в котором чётко обозначенных собственные позиции автора.

Эссе - это размышление студента над какой-то проблемой, которая ему интересна и которая является ещё и актуальной, т.е. интересной другим. Поэтому в эссе допустима полемика с другими авторами (их точкой зрения), поскольку в задачу студента входит обязательная демонстрация начитанности по данному предмету. Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Внизу страницы делается сноска (автор, книга или статья, год издания, стр., место издания). В конце работы указывается прочитанная литература. Эссе - это абсолютно самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком, поэтому, чем меньше цитат, тем лучше, ПЛАГИАТ ИСКЛЮЧАЕТСЯ!!! Тем более, что списанный текст всегда виден.

Работа должна быть логически выверена, последовательна. Составьте, на всякий случай, план, хотя в работу его включать не нужно.

Структура работы: первый абзац - всегда краткое изложение того, о чём работа. Это называется постановка проблемы, её суть. Далее эту проблему нужно объяснить аргументацию, т.е. подкрепляя начальное утверждение. В конце нужно сделать вывод, вытекающий из аргументированных объяснений и подтверждающий первоначальное утверждение."

Итак, схема складывается такая - формулировка проблемы на полстранички. Ее раскрытие в трех тезисах, каждый - на страничку. Вывод - еще на половинку. Теперь подумаем, что бы такого актуального туда ввернуть.

Если тематика околополитическая, социальная - хорошо бы полистать свежую прессу. Долго мучиться не придется - уже заточенный под вашу тему взгляд быстро выцепит нужный вам ракурс последних событий.

Если пишем о личности - стоит взглянуть на даты рождения, смерти, начала творческой деятельности - не намечается ли юбилей. Мысленно перебрать современных персон той же сферы деятельности - вдруг найдется личность, сравнение с которой придаст вашей работе выигрышный блеск.

Пожалуй, эссе единственный вид студенческих работ, где можно использовать эпиграф.

Хотя эссе и не самая простая работа, но зато оно, написанное осмысленно и с душой, может помочь завоевать уважение преподавателя и укрепить веру с собственную креативность.

Приложения

"Политика есть мощное, медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером"

Макс Вебер

Существует множество представлений о том, что же такое политика, но существует два основных подхода:

Традиционный - политику определяют через государство и участие людей в осуществлении политики и оппозиции.

Социологический - политику трактуют в широком смысле слова, как любой вид деятельности связанный с руководством людьми, урегулированием конфликтов.

В традиционном подходе политика представляется как особая государственно-властная сфера общественной жизни, в которой она и реализуется. В связи с этим возникают категории политики, её определяют:

как сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;

как науку и искусство государственного управления;

как способ производства законных социальных приказов

О диапазоне разброса мнений можно судить по крайним точкам зрения. Эти крайние точки зрения добольно ярко описал Макс Вебер в работе "Политика как призвание и профессия" . С одной стороны, он определяет политику как самостоятельное руководство и включает сюда всякое целенаправленное поведение от "валютной политики банков" до "политики умной жены, которая стремится управлять своим мужем". С другой - сводит политику к господству или даже к легитимному, т. е. признаваемому правильным и правомерным насилию как средству такого господства.

Политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общим и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты - глубинный источник и стимул политической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта, говоря словами М. Вебера, субъективного смысла политического действия.

Место политики в общественной жизни трудно переоценить. Характер проводимой политики ложится в основу благосостояния государства. Политика может действовать в том же направлении, что и экономика. Это лучший вариант, так как он ускоряется социальный прогресс, активнее развивается общество. Но бывает, что политика действует в противоположном направлении от экономических закономерностей. История показывает, что такая политика со временем терпит крах, она возможна только в переломные моменты истории, например, для удержания власти.

В реальной жизни вышеперечисленные модели обнаружить в чистом виде нельзя. Активный характер влияния политики на экономику проявляется в первенстве политики по отношению к экономике. Здесь имеется в виду, что без правильного политического подхода не решить стоящих перед обществом экономических задач. Политический подход не означает искусственной политизации экономики, смысл состоит в обеспечении анализа и оценки экономики с точки зрения государственных интересов, а не отдельных групп. Политический подход предусматривает высокую степень гражданской ответственности за решение экономических проблем. Недооценка роли политики в экономики приводит к стихийности и пассивности (ожиданию).

В любом случае, очевидно, что строится политика государства должна на базе четко разработанных научных теорий, подкрепленных тщательными практическими исследованиями, изучением исторических закономерностей. Вот здесь то и необходим этот "холодный глазомер", о котором говорит нам Вебер. Необходима четкая аналитика, подробная статистика, точное прогнозирование.

Но не меньше нужна и упоминаемая Вебером "страсть". Сам М. Вебер говорит нам о двух способах "сделать из политики свою профессию: либо жить "для политики", либо жить "за счет" политики и "политикой". Тот, кто живет "для" политики, в каком-то внутреннем смысле творит "свою жизнь из этого" - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит "делу", и тем самым придает смысл своей жизни". Хотя и тот, и другой способ "жить для политики" и "жить за счет политики" и политикой - не изменяет социальную среду, в обоих случаях речь идет об активности, прежде всего направленной субъектом на самого себя. Но мне кажется, что лишь политик, поставивший своей целью отдать своей деятельности весь свой интеллект, упорство и ту самую "страсть", способен миллиметр за миллиметром "пробурить толстые пласты" инерции государственной машины и повернуть руль управления в нужную сторону.

Среди особенностей современной российской политической деятельности следует назвать то, что партии сегодня занимают в общественном мнении, а следовательно, и в общественной жизни, явно периферийное положение. Это объясняется отсутствием структурированности общества, слабым осознанием его подгруппами своих интересов. По сути страна живет не в многопартийной, а в протопартийной системе, где идеологический фактор не играет интегрирующей роли. Особенно, как мне кажется, это показали прошедшие неделю назад, 7 декабря, выборы, на которых все без исключения блоки и объединения, многие из которых назвали себя партиями, избегали обращения к идеологическим аргументам. Если вспомнить предвыборную компанию, мне, как рядовому обывателю, вспоминаются лишь обещания прибавления пенсий и решения социальных проблем, красивые гордые профили, папочки компромата в предвыборных баталиях, но никак не политические программы кандидатов.

Темпы социального прогресса зависят от характера взаимодействия идеологии и политики. "Твердые пласты" массы должна осознать необходимость каких-либо изменений в экономике. Отказ от идеологии приводит к дезориентации в политике, ведь идеология представляет собой теоретическую основу политической деятельности. Политика выступает средством идеологического воспитания масс, так как группа, класс находящиеся у власти занимают преимущественное положение в формировании идеи. Общество разнопланово, в нём существует большое количество социальных, профессиональных, демографических, национальных групп, которые имеют зачастую противоречащие интересы, для того чтобы борьба проходила спокойно (а не было бы "войны всех против всех") требуется особая организация силы, чтобы обеспечить порядок. Именно эту функцию выполняет политика. Государство в качестве верховного субъекта политики выполняет эту функцию. С функциональной точки зрения политика это:

выяснение смысла существования данной общности и системы приоритетов;

согласование и сбалансированность интересов всех его членов, определения общих и коллективных устремлений, целей;

выработка приемлемых правил поведения и жизнедеятельности;

распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности (или выработке правил, по которым происходит распределение).

И очевидно, что методология выполнения этих функций - успех политической программы. И несомненно, что только "страсть и холодный глазомер" приведут к ее постепенной, последовательной реализации.

Власть следует отличать от принуждения какому-либо конкретному действию. У того, кто подвергается принуждению, возможность выбора сводится к нулю

Проблемы воли и принуждения, противодействия принуждению и неразрывно связанные с ними свободы и несвободы человека, общества, власти относятся к вечным философским, духовно-нравственным, управленческим проблемам.

Власть представляет собой явление многомерное. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление.

Бертран Рассел рассматривал власть как фундаментальное, объединяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию энергии в физике.

В науках об обществе, в частности в социологии и политологии, исследователи заинтересованы, прежде всего, в анализе сложившихся отношений власти и их объяснении постфактум, в науках же о поведении, и в психологии в том числе, акцент ставится, скорее, на исследовании процесса использования власти и его предсказаний, Различие взглядов на власть с позиции разных дисциплин станет понятнее из приведенных ниже определений.

Социолог Макс Вебер: "Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается".
Философ Бертран Рассел: "Власть может быть определена как достижение намеченных эффектов".

Политолог Р. Э. Дал: "Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать"

Психолог Курт Левин; "Власть b над а можно определить, ...как отношение максимальной силы воздействия b на а ,.. к максимальному сопротивлению со стороны а".

Сегодня понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней мере, нейтрально оцениваемые явления, такие, как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность.

Френч и Равен выделили пять видов источников власти,

1.Власть вознаграждения

2.Власть принуждения

3.Власть эксперта

4.Власть авторитета

5.Власть закона

Какой из этих источников наиболее эффективен - этим вопросом задаются и психологи, и социологи, и политологи, и управленцы.

"Чистые" стили управления существуют лишь теоретически. Авторитарный (принуждение) и демократический стили могут считаться крайними проявлениями всего диапазона. Но хотя в реальной жизни стиль всегда смешанный, мы рассмотрим его крайности, во-первых, потому, что именно в них побочные эффекты ярко выражены, и, во-вторых, потому, что как раз крайности в первую очередь подлежат изменениям.

Излюбленным примером авторитарного управления у многих авторов является империя Генри Форда. В начале века, благодаря исключительно жесткому самоличному оперативному руководству ("сотрудники - исполнители"), Форд захватил больше 50% рынка автомобилей. Этот факт мог бы служить веским аргументом в пользу автократичного стиля, если бы не дополнялся другим - последующее десятилетие, благодаря тому же управлению, Форд терял этот рынок и деньги.

Заслуживает внимания и стратегия древнего Рима: будучи демократической республикой, во времена кризиса Рим выбирал диктатора, осуществлявшего авторитарное управление. С исчезновением опасности демократическая форма правления восстанавливалась.

Можно считать, что авторитарный и демократический стили выдержали проверку эволюцией, и что оба они имеют свои существенные достоинства.

Авторитарный стиль эффективен в нестабильных ситуациях, предназначен для захвата власти или рынков (или для отпора агрессору), и главное его преимущество - скорость принятия и исполнения решений. Демократический стиль эффективен при удержании и постепенном увеличении завоеваний, создании внутренней стабильности в фирме или государстве, его главное преимущество - всесторонняя проработанность решений. Сочетание (или противопоставление) этих стилей аналогично диссонансу между "хорошо" и "быстро".

Демократическое управление обеспечивает большую удовлетворенность персонала работой, а народа - правительством, чем автократическое. Однако не факт, что это способствует решению задач страны или предприятия.

Если автократия блокирует инициативу за счет отмены решений снизу, то демократия "успешно" решает ту же задачу за счет затягивания обсуждений.

Возможно, у нашей страны как ни у какой другой выработан горький опыт познания принуждения как источника власти и осознан печальный результат этого - лишение индивидуума права и возможности выбора.

Несмотря на годами декларируемую демократию, в стране царила "репрессивная терпимость". Этим термином обозначают совокупность средств и приемов сохранения статус-кво в обществе, где нет подлинной демократии, а создается лишь ее видимость, иллюзия.

Сегодня российское общество в целом, его регионы, как никогда, нуждаются в действительно сильной власти, но отнюдь не власти принуждения. Для нее, на мой взгляд, характерны: единства цели проявляющееся не только в "служении" самой себе, сколько в служении социуму, его рядовым гражданам; единство воли; компетентность, высокая информационная обеспеченность; способность активно противодействовать различным деструктивным манипуляциям.

К сожалению, государственная и муниципальная власть нередко использует антитехнологии. Даже не прибегая к углубленным исследованиям, можно назвать такие приемы, как подмена объективных интересов тех или иных групп населения собственными намерениями; манипулирование информацией, в частности, ее секретностью, утаивание информации; "эффект оракула". Прием, получивший в научной литературе название "эффект оракула", характеризуется стремлением выдать собственное мнение и собственные оценки за единственно правильные, отождествить их с мнением всего социума и т. д.

Обнадеживает то, что лучшие представители российской власти самых разных уровней хорошо осознали опасность этих антитехнологий, отказываются от них, преодолевают такие застарелые недуги российской государственности, как лицемерие, краснобайство, "репрессивная терпимость" и другие.

Эрих Фромм. Искусство любить

Эрих Фромм - немецко-американский психолог, философ и социолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого существования он усматривает в экзистенциальном противоречии, которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой. Естественно адекватным ответом на проблему человеческого существования является, согласно Фромму, любовь - форма человеческих отношений, подлинное "Я", и книга "Искусство любить", написанная им в 1964 году - раскрывает нам эту идею.

Основные задачи и содержание книги автор раскрывает в предисловии, когда пишет "Эта книга … ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины".

Главной проблематикой книги является - что есть любовь, какая она бывает, как научиться полноценно любить и обрести счастье. Несомненно, это вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всей его истории.

Эрих Фромм рассказывает нам о родительской любви, об отличии любви матери и отца, о любви ребенка к родителям. Поэтому эта книга интересна и родителям, и, вполне возможно, даже подросткам, если каким -то чудом попадет к ним в руки. По крайней мере, лично мне она принесла бы огромную пользу и, возможно, избавила бы от многих конфликтов с родителями, если бы я прочитала ее еще в школе.

Автор говорит о том, что путь к оздоровлению современного общества, несовместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовное общение человека.

Вся книга пронизана глубоким гуманизмом - особенно главы о братской любви, как самом альтруистичном из всех проявлений этого светлого чувства. Под ней автор подразумевает "ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь".

Но без сомнения, массе читателей, и мне, в том числе, особенно интересен раздел книги об эротической любви. Особенно приятно, что возражая Фрейду, Фромм говорит, что тот "видел в любви исключительно выражение - или сублимацию -полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что половое желание лишь проявление потребности в любви и единстве".

Вопросы как отличить любовь от влюбленности, от полового влечения занимают наши мысли сейчас, в юности, но я думаю, книга актуальна для всех поколения, потому что "Любовь - ответ на проблему человеческого существования" - пишет Фромм.

Пятая глава, о практике любви, конечно, не дает прямых указаний как научиться любить, но "рассмотрение подступов может помочь в достижении овладения этим искусством, по крайней мере, для тех, кто освободился от ожидания "предписаний"" - пишет автор.

Несмотря на то, что Эрих Фромм - гениальный философ и психоаналитик и его книга содержит серьезные философские, социальные и психологические проблемы, написана она очень простым и доступным языком, легко и захватывающе читается.

Я думаю, что если бы каждый из нас прочитал эту книгу, задумался о своих взаимоотношениях с ближними, понял бы, что для каждого, как и для автора "давать - более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности", то жить в этом мире стало гораздо легче.

Фромм Э., "Искусство любить", М., 1992 г.

Экстремальный досуг

Все, все, что гибелью грозит

Для сердца смертного таит

Необъяснимы наслажденья

Бессмертья, может быть, залог…

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

(А.С. Пушкин "Пир во время чумы".)

Герой "Обыкновенного чуда" министр-администратор рассуждал разумно: "Когда купец плывет на утлом суденышке через бурное море, контрабандист ползет по жердочке над пропастью - солидно, достойно: люди деньги зарабатывают". Однако ежедневно тысячи людей отправляются в одиночные плавания, спускаются на невероятные глубины, покоряют неприступные горы, летают на парапланах... Словом, рискуют жизнью безо всякой выгоды. Более того - платят за это серьезные деньги. Что же заставляет нас заполнять свой досуг столь опасными приключениями?

Как любой стресс экстремальный досуг играет положительную роль, активизируя психические и физические резервы организма, но также и отрицательную роль опосредованную физиологическими проявлениями астенических эмоций.

Как говорит нам общая психология, у человека, регулярно подверженного действию стресса, должны вырабатываться определенные черты и свойства психики, позволяющие с наименьшим вредом переносить экстремальное времяпрепровождение. То есть, в принципе, можно говорить о том, что любой экстрим в конце концов приедается.

Как правило, экстремальные виды досуга связаны с проникновением человека в сферы, недоступные ему по определению: мы биологически не приспособлены для полетов, перемещению с большой скоростью, пребывания на глубине и высоте, ледолазания и т.п. В подобных условиях наш организм испытывает мощный стресс, переживает витальную угрозу и, вместе с тем, упоительное чувство овладения миром, преодоления собственной природы. Происходит своего рода компенсирование - чувство превосходства замещает чувства собственной слабости, уязвимости и недолговечности. Опыт преодоления чрезвычайно полезен: сняв акваланг (парашют, лыжи), человек выходит в жизнь победителем.

Появляется возможность подняться над случайностью или пассивностью своего существования. Опять же, девушкам (или молодым людям) нравится, и друзьям есть чем похвастаться.

Однако часто происходит так, что место проведения экстремального досуга - горы, моря, облака, пещеры, трасса абсолютно не интересуют человека сами по себе.

Долгое время рисковать жизнью в нашей стране можно было только на благо Родины и в рамках содействия армии и флоту. Термин "период застоя" можно с полным правом отнести и к эмоциональной сфере жизни. В 60 - 70 годы альпинизм и горнолыжный спорт стали не только необыкновенно популярными, но и культовыми. Человек убегал в горы за свободой от интриг, лжи, доносов, в отчаянном стремлении почувствовать себя настоящим, самому распоряжаться своей жизнью. Происходило своеобразное замещение - подмена одной опасности другой. Бороться с системой было невозможно, и человек боролся со стихией.

Сегодня в жизни гораздо больше степеней свободы, а у человека значительно больше возможностей реализовать себя. Жизнь стала во многом напряженнее, непредсказуемее, опаснее. Человек каждый день сталкивается с проблемой выживания, причем речь идет как о госслужащем, рискующем не получить зарплату во-время, так и о крупном бизнесмене, который не знает, кого ему больше бояться: легитимных или нелегитимных структур. Зачем же нужна дополнительная опасность? Дополнительный стресс?

При возникновении проблем в жизни, на работе, в семье, переключение на критическую ситуацию позволяет вниманию резко сузиться и заостриться на опасности. Можно сказать, что человек перестает принадлежать себе. Он движим единственным стремлением - устранить угрозу, выжить. Психологи называют это эффектом туннельного восприятия. Естественно, что ведя машину на большой скорости или погружаясь под лед, человек перестает думать об изменяющем муже, дураке-начальнике, грозящем банкротстве и прочих мелочах. В разумных дозах подобный способ отвлечься от проблем может быть полезен - человек дает возможность организму перестроится на другое переживание. Иногда временное отстранение от проблем позволяет в будущем решить их более продуктивно. Вот только не стоит часто прибегать к этому способу.

В процессе эволюционного развития человек адаптировался к определенным условиям внешней среды, у него сложился некоторый круг относительно устойчивых физиологических параметров, отражающих оптимальное состояние организма. Такие условия воспринимаются обычно как комфорт и характеризуются установленным диапазоном интенсивности и продолжительности воздействия факторов внешней и внутренней среды, достаточно благоприятных для жизнедеятельности и труда человека.

Вместе с тем факторы обитания и деятельности, воздействие которых выходит за диапазон оптимальности, вызывают различные защитные реакции организма. Факторы, граничащие с диапазоном оптимальных условий, иногда называют параэкстремальными (от лат. "para"-"возле"); по мере усиления их воздействия они достигают уровня экстремальных (от лат. "exst-ra"-"сверх", "вне"); когда же экстремальные факторы становятся непереносимыми, угрожающими жизни, их называют паратерминальными (от лат. "terminus"- "конец").

Экстремальность воздействий среды определяется как повышением, так и выраженным понижением ее параметров: физические нагрузки - гиподинамия (резкое ограничение усилий); чрезмерная двигательная активность-гипокинезия (ограничение движения); перегрузка-невесомость; шум-сенсорная депривация (ограничение звуковой информации); длительное избыточное потребление кислорода - его недостаток во вдыхаемом воздухе (гипоксия); избыток углекислоты (гиперкапння) -недостаток углекислоты (гипокапния) и др.

Экстремальные и паратерминальные условия могут являться причиной развития стресса как состояния особо высокого напряжения всех функций организма человека, его психики, эмоциональной сферы.

Опираясь на взгляды Г. Селье, стрессом следует считать такое состояние, которое характеризуется выраженным повышением гормональной активности по оси "гипофиз-кора надпочечников". Можно полагать, что при этом организм помимо обычного нейрорефлекторного управления как бы переходит на иной (аварийный, избыточный) уровень регуляции, используя скрытые функциональные резервы. Известно, что одновременно могут происходить и некоторые временные морфологические изменения: увеличение коркового слоя надпочечников, уменьшение размеров печени, селезенки, количества жировой ткани, нарушение белкового обмена и др. Косвенным показателем развития стресса служат также реакции в белой крови по типу лимфопении, эозинопении (падение числа лимфоцитов и эозинофилов-форм лейкоцитов). Особенно четким количественным критерием стрессовой реакции следует считать величину, выходящую за пределы 0, 7 среднего квадратического отклонения от исходных данных (иначе говоря, изменения, выходящие за пределы вероятного отклонения). Так, при проведении исследования в условиях психогенных стрессовых воздействий у испытуемых наблюдалось повышение выработки выделяемых корой надпочечников стероидных гормонов до 13, 5% и снижение ее за последующие сутки на 15, 5% от исходного уровня; при этом в день стрессогенной нагрузки отмечалось выраженное падение числа лимфоцитов и эозинофилов в белой крови более чем на 50% от исходного уровня (т. е. выход за пределы вероятного отклонения).

Изменения в выделении стероидных гормонов, как и упомянутые реакции белой крови, представляются более характерными для стресса, нежели изменения в динамике выделения катехоламинов (гормонов, образующихся в мозговом слое надпочечников), которые, как часто упоминается в литературе, сопровождают развитие стрессового состояния (эти изменения могут проявляться и в обычных эмоциональные реакциях, характерных для относительно умеренного, нестрессового уровня регуляции).

Известен также ряд косвенных показателей стрессовых реакций, описанных в работах Д. Линдсли, Э. Гель-горна и Д. Луфборроу, А. В. Вальдмана, Г. И. Косицко-го и В. М. Смирнова, В. В. Суворовой, Ф. Д. Космолинского, В. Л. Марищука и др. Среди таких показателей- временное нарушение синергизма (синхронного взаимодействия) симпатического и парасимпатического отделов нервной системы (доминирование одного из них). резкое изменение (падение или увеличение) сахара в крови; резкое снижение корреляции между частотой сердечных сокращений и дыхания, длительное искажение ритмики и структуры дыхательных циклов; выраженное нарушение пульса на психогенной основе (при подсчете по 10 секунд на 3 и более удара); реакция артериального давления (без физических нагрузок) по гипертоническому или гипотоническому типу (вплоть до появления феномена бесконечного тона) при условии, что в обычном состоянии в ответ на дозированную нагрузку наблюдается нормотоническая реакция. Существуют и сугубо внешние показатели стрессовых реакций, о которых речь пойдет несколько позже.

Распространенное мнение о том, что стресс-это дезорганизация сложной профессиональной деятельности, едва ли оправданно. Более того, надо полагать, что именно в состоянии стресса, при мобилизации скрытых функциональных резервов организма, возможно достижение наивысших результатов в различных видах деятельности, особенно в спорте. Вопрос лишь в том, какая стадия, какая фаза стресса имеет место.

По классической схеме Г. Селье в стрессе выделяются три стадии, первая из которых, стадия тревоги, имеет две фазы. По-видимому, во второй стадии, стадии повышенной резистентности, следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей, а в третьей стадии, стадии истощения, вероятна дезорганизация деятельности, в том числе и спортивной.

В стрессе нередко наблюдается определенная диссоциация физиологических и психологических показателей. Так, при обследовании летчиков в сложных ответственных полетах в условиях отсутствия физических нагрузок многократно регистрировались частота сердечных сокращений 150-180 ударов в минуту, дыхание до 30 и более циклов в минуту. После полета было выявлено повышение выделения стероидных гормонов и реакции белой крови, что характеризует выраженный стресс. В то же время свои профессиональные действия эти летчики выполняли на высоком уровне мастерства.

В момент угрозы у человека происходит мобилизация всех сил организма. В особом режиме работают сердце, печень, почки, желудочно-кишечный тракт. Кровь приливает в мышцы рук и ног, дыхание становится прерывистым. В небольших дозах стресс полезен, более того - может быть приятен. Существует соблазн никогда не выходить из запоя этим феерическим коктейлем из страха, любопытства, удовольствия и ощущения собственного могущества. Сегодня психологи много говорят о своеобразной адреналиновой наркомании. В этом состоянии человек может жить только на пределе, он фактически питается ситуациями, провоцирующими выброс адреналина. Причем, как и при любой зависимости, ему требуется все большая доза риска. Человек забирается все выше, погружается все глубже, едет все быстрее. Более того, он и в обычной жизни бессознательно ищет риск и опасность, провоцирует критические ситуации. Преодоление смерти перестает быть жизнеутверждающим. Смерть завораживает.

Постановка вопроса о природе страха в экстремальных ситуациях необыкновенно значительна. Как интересно было бы научиться управлять своим страхом! Это дало бы возможность правильно ориентироваться в любой экстремальной ситуации. При ознакомлении с материалами о страхе в экстремальных ситуациях несколько удивляет "фейерверк" субъективных ощущений, причем все эти ощущения осознаются как бесконечно значимые. Думается это не совсем верно.

Проблема страха, а точнее - как от него избавиться, всегда волновала человечество.

Экстремальные развлечения, как правило, достаточно дороги. И престижны. Кроме того, занимаясь экстремальными видами спорта, можно найти не только престижные знакомства, но и действительно хороших друзей. Перед лицом опасности людям приятно быть вместе. Ну что за удовольствие одному прыгнуть с парашютом? Хорошо приехать вместе с другими парашютистами. Они поддержат перед стартом, не будут смеяться над страхами и неудачами, со вниманием выслушают в двадцатый раз ваше: "И тут я дернул кольцо". Замечали, что после погружений, спусков и прыжков, костер, у которого вы сидите, горит ярче, девушки кажутся красивее, друзья преданнее и даже водка вкуснее? Ничего удивительного: ведь вы празднуете победу над смертью. В этом состоянии у человека обостряются все чувства и ощущения. Конечно, вы нежно любите людей, разделяющих с вами эти моменты. Главное, чтобы вам вдруг не стали казаться пресными ваши отношения с людьми вне контекста экстремальной ситуации. В конце концов, жизнь больше, чем хобби. Интереснее, чем опасность. Радость преодоления можно испытывать от чего угодно, если научится понимать себя и доверять себе!

В этой небольшой работе я попыталась проанализировать, что заставляет людей тратить столь драгоценные деньги, время, силы на абсолютно казалось бы бесполезное времяпровождение. Рисковать порой жизнью - чего ради?

Спектр экстремальных видом досуга чрезвычайно широк - от престижных горных лыж, дайвинга, парапланеризма, и до диггерства и исторических реконструкций (ролевых игр). Соответственно, контингент, практикующий такие занятия абсолютно, если не сказать диаметрально различен.

В процессе рассуждений, пожалуй можно выявить такие тенденции - как бегство от действительности, которая может быть как угнетающе однообразна, так и давяще агрессивна, "адреналиновая наркомания", желание испытать и преодолеть чувство страха, испытать чувство овладения миром, преодоления собственной природы.

Чрезвычайно важен социальный аспект - иногда это поддержание социального статуса, как в случае с престижными видами спорта, иногда - потребность найти нишу для общения. Безусловно, все эти причины очень часто взаимосвязаны и взаимозависимы.

Положительно или отрицательно воздействие экстремальных видов досуга - эта проблема так же рассматривалась в работе, однако однозначного ответа на этот вопрос нельзя дать. Лишь чувство меры может служить естественным ограничителем в данной области.

Список используемой литературы:

  1. Вальдман А. В., Козловская М. Н., Медведев О. С. "Физиологическая регуляция эмоционального стресса". М., 1979.
  2. Вяткин Б. А. "Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях". М., 1981.
  3. Гельгорн Э., Луфборроу Д. "Эмоции и эмоциональные расстройства". М., 1966.
  4. Космолинский Ф. П. "Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях". М., 1976.
  5. Кретти Б. Дж. "Психология в современном спорте". М., 1978.
  6. Наенко Н. И. "Психологическая напряженность". М., 1976.
  7. Найдиффер Р. М. "Психология соревнующегося спортсмена". М., 1979.
  8. Черникова О. А. "Эмоции в спорте". М., 1962.

Крючкова Юлия

Автор: Юлия Крючкова

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Крестьянова Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12, +7 926 206-99-13
с 9 до 21 ч. по Москве.
Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12, +7 926 206-99-13
с 9 до 21 ч. по Москве.
Карта сайта ЗАКАЗАТЬ
Цены, скидки и акции
Реферат, доклад, эссе, контрольная 120 р./стр.
Курсовая от 150 р./стр.
Отчёт по практике 150 р./стр.
ВКР, дипломная от 175 р./стр.
Скидки. Антиплагиат.
Поделиться
Реклама



Мы в социальных сетях
Отзывы
Галина, 20.03
Вчера вот успешно "защитилась". Спасибо Вам Огромное! Вы мне очень помогли!!!


Букинистика: редкие книги!